Премьера оперы "Ночь перед Рождеством"

Оксана. Эскиз костюма к спектаклю Варвары ЕгоровойВакула. Эскиз костюма к спектаклю Варвары ЕгоровойБесы. Эскиз костюма к спектаклю Варвары Егоровой

Продолжая традицию новогодних спектаклей для детей, коллектив Мариинского театра готовит премьеру оперы «Ночь перед Рождеством» на сцене Концертного зала. В мастерских театра создаются элементы декорации, шьются костюмы. Готовящаяся постановка обещает стать по-настоящему ярким событием в череде новогодних праздников и премьер.

Опера «Ночь перед Рождеством» в нашей постановке рассчитана на совершенно любую аудиторию, начиная от детского зрителя 7-8 лет и заканчивая бесконечностью, потому что Гоголя проходят и в школах, и в институтах, это программный классик, который будет интересен всем. С точки зрения концепции, т.е. моего режиссерского решения, могу сказать следующее: жители села Диканька творят колядку перед зрителями, т. е. в спектакле использован некий прием игры, действа, которое выносится в зал. Спектакль интересен тем, как он построен: декорации - это живые объекты, которые в открытую перемещаются жителями села Диканька и обыгрываются. Это игровой спектакль с самого своего начала. Игровые декорации, игровая бутафория, сочетание реального и ирреального мира...
Ольга Маликова. Режиссёр-постановщик спектакля

Мы хотим сделать сказку, которая доставила бы удовольствие и нашим маленьким зрителям, и взрослым. Поэтому костюмы весьма яркие, эффектные, немного даже гротесковые в сочетании со сценографией - напротив, спокойной и лаконичной: снег, предчувствие Рождества, полумрак, ночь... Мы надеемся, что эта постановка станет еще одной положительной эмоцией 31 декабря, как раз в канун Нового года. Думаю, что с профессиональным коллективом театра все должно получиться и все задумки осуществятся!
Варвара Егорова. Художник по костюмам

...Пространство показалось сложным, потому что это все-таки Концертный зал. Сцена не приспособлена для каких-то масштабных действий. Дверные проемы не позволяют размещать декорации больших габаритов. Поэтому решили делать небольшие «детали» для каждой из девяти сменяющих друг друга картин - не в разборном виде (в этом случае декорации нужно было бы собирать, на что нет ни времени, ни места), а уже в готовом. У нас есть стационарная декорация, которая идет по трем стенкам (это мягкая декорация) и подвисные облачка. Существуют еще маленькие подсветочки в облачках - чтобы было уютнее. Декорации решены в «снежном», легком стиле, акцент в постановке сделан все же на костюмах. Сложность еще была и в том, что на стандартной сцене декорации видны с лицевой стороны, а изнаночная сторона может быть какой угодно. А здесь, так как люди расположены по кругу, декорации просто как на арене, как на ладошке - они видны со всех сторон. Нет изнаночной стороны, все напоказ. Поэтому мы делаем подвижные декорации, чтобы зрителям все было видно с любой стороны.
Ксения Киселёва. Сценограф

Об истории создания оперы

Идея написать оперу по гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» зародилась у Н. А. Римского-Корсакова в те дни, когда П. И. Чайковский под девизом «Искусство - вечно, жизнь - коротка» представил своего «Кузнеца Вакулу» на музыкальный конкурс, в котором вышел победителем. По условиям конкурса опера, получившая первое место, должна была появиться в репертуаре Мариинского театра. Премьера состоялась 24 ноября 1876 года. Через 30 лет, 29 декабря 1906 года на той же сцене была представлена вторая редакция оперы, под названием «Черевички». 29 апреля 1880 года в петербургском Зале Кононова, в исполнении артистов-участников Музыкально-драматического кружка любителей была показана еще одна опера на тот же сюжет - «Вакула-кузнец», созданная композитором Н. Соловьевым для того же конкурса, который выиграл Чайковский.

Несмотря на обращение к одной и той же повести двух авторов, магия этого произведения не оставляла в покое Римского-Корсакова. Правда, в силу щепетильности своего характера, он, боясь огорчить Чайковского, не принимался за сочинение «Ночи перед Рождеством». И только поздней весной 1893 года, уже после смерти Чайковского, в тайне даже от многих своих знакомых принялся за работу.

Оставляя главные сюжетные линии повести, Римский-Корсаков обильно дополнил их сценами и персонажами, которых нет у Гоголя. Все предыдущие оперы: «Снегурочка», «Млада» и «Майская ночь», возможно, предваряли появление в новом произведении действующих лиц полуязыческих обрядов, сохранившихся в христианских празднествах Рождественской ночи: Чёрт, Ведьма (Солоха) и колдун (Пацюк), Коляда и Овсень, звезды и бесовщина. Так гоголевский сюжет оказался связанным со стародавними языческими поверьями. Правда, позднее, в «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков отмечал: «...Либретто мое, с одной стороны, точно придерживавшееся Гоголя, не исключая даже его языка и выражений, с другой стороны, заключало в своей фантастической части много постороннего, навязанного мною. Для меня и желающих вникнуть и понять меня эта связь была ясна; для публики впоследствии она оказалась совершенно непонятной, ненужной и даже весьма мешающей. Мое увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки».

Действительно, музыка «Ночи перед Рождеством» создавала огромный простор не только для интерпретации бытовых сцен, но и для представления фантастической феерии. Сто лет назад, в первой трети XIX века, с 1803 по 1807 годы, на сцене петербургского Большого театра с невероятным успехом шла волшебно-комическая опера «Русалка» на сюжет австрийского литератора К. Ф. Генслера с музыкой Ф. Кауэра. Переделанная на русский лад, она пользовалась таким огромным успехом, что на сцене почти каждый год появлялось ее продолжение с музыкой уже русских композиторов - С. Давыдова и К. Кавоса. По свидетельству современников это были грандиозные феерические зрелища с превращениями, огнедышащими фонтанами, реками, выходящими из берегов, подводным царством, чудовищами и духами.

Через 90 лет Римский-Корсаков как будто возвращает на сцену жанр «волшебной» оперы, но в совершенно иной ее ипостаси. Он мастерски создает мифологические «портреты» славянских языческих божеств и «нечисти», рисуя изумительно контрастные музыкальные картины «полета» Вакулы на чёрте в Петербург и возвращения его в Диканьку. Здесь и почти физически-звуковое ощущение морозного воздуха, и красоты спокойного зимнего неба, и хоровод звезд и небесных светил, и чудодейственная картина рассвета, и вдруг, откуда ни возьмись внезапно врывающийся скрежет и вой бесовской погони. Эти изумительные музыкальные зарисовки будили, будят и поныне режиссерскую, хореографическую и сценографическую фантазию постановщиков, открывая необъятный простор для самых невероятных сценических решений.

М. Годлевская (Мариинский театр)

Иллюстрации: Оксана, Вакула, Бесы. Эскизы костюмов к спектаклю Варвары Егоровой.