Материалы и документы Н. А. Римского-Корсакова и его семьи в фондах ГДМЧ

Дом-музей П.И.Чайковского в Клину Материалы и документы семьи Римских-Корсаковых в фондах дома-музея П.И.Чайковского в Клину достаточно многочисленны и разнообразны. Это связано с тем, что Н. А. Римского-Корсакова связывали с П. И. Чайковским 35 лет общения профессионального и человеческого. Несколько меньше, но также достаточно глубокими были отношения с Н. Н. Римской-Корсаковой. После смерти Чайковского и Н. А. Римский-Корсаков, и его семья была в переписке с братом композитора М. И. Чайковским, основателем клинского музея. В 1920-е - 1930-е годы в клинский музей поступили некоторые музыкальные рукописи Римского-Корсакова, а также его письма и разного рода автографы в составе личных фондов его современников и коллег: С. И. Танеева, Н. Ф. Финдейзена. Его дети и внуки были частыми гостями клинского дома, о чем сохранилось немало документальных свидетельств, в том числе и фотографий. Таким образом, в архиве музея Чайковского в Клину оказались материалы и документы трех поколений семьи Н. А. Римского-Корсакова.

Следует также заметить о родственных связях семей двух композиторов, а также их ближайшего окружения. Племянницы П. И. Чайковского Вера Давыдова, а после ее смерти Наталья Давыдова были замужем за Николаем Александровичем Римским-Корсаковым, адъютантом Великого Князя Константина Николаевича. Его брат Алексей Александрович Римский-Корсаков женился на дочери Н. Ф. фон Мекк Софье. Оба брата Римских-Корсаковых принадлежат к одной из ветвей этого древнейшего дворянского рода.

В личном архиве Чайковского сохранились письма супругов Римских-Корсаковых, а также подаренные ему фотографии и издания.' Имеются 15 писем Н. А. Римского-Корсакова к Чайковскому и три письма к нему самого Петра Ильича, переданные в музей наследниками. Анализируя состав сохранившейся переписки двух композиторов, выявляется отсутствие ряда документов, которые непременно должны были существовать, но не обнаружены до сих пор ни в Клину, ни в других хранилищах. Отсутствуют письма Чайковского за 1868-1869 гг., Римского -Корсакова - за 1873 г., а, возможно, и за 1886 г. Примечательно, что через 5 лет после смерти Чайковского 15 февраля 1904 г.(так в тексте статьи – прим. ред.) Римский Корсаков сообщал его брату М. И. Чайковскому: "Глубокоуважаемый Модест Ильич. В бумагах у жены моей нашлось несколько интересных писем Петра Ильича ко мне. Прислать ли их Вам теперь же в Рим или отложить присылку до требования вашего. Весь Ваш Н. Римский-Корсаков". Но о каких именно письмах Чайковского шла речь, установить не удалось. Также остается неизвестным, входят ли упоминаемые письма Чайковского в те, которые известны и опубликованы, или речь идет о неизвестных нам сегодня автографах двух композиторов.

У Чайковского сохранились также и еще два совершенно замечательных документа: письмо и записка Н. Н. Римской-Косаковой, относящиеся к 1881 г., не публиковавшиеся ранее. По тексту их становится ясно, что это ответы на письма Чайковского, местонахождение которых в настоящее время неизвестно. Содержание их весьма примечательно и свидетельствуют о высоких нравственных и художественных принципах Н. Н. Римской-Корсаковой: "Милостивый Государь Петр Ильич! Спешу ответить на Ваше письмо, что так как я 10 лет тому назад отдала мое переложение в полное Ваше распоряжение, то и теперь считаю, что Вы имеете право делать с ним что Вам угодно. На счет же гонорара я должна объяснить Вам, что переложение таких вещей, которые мне нравились всегда доставляло мне большое удовольствие и, кроме того, было особенно приятно как знак доверия ко мне уважаемых мною авторов. При этом у меня никогда не было и мысли о деньгах, а потому и теперь я не желаю получить никакого гонорара. Прилагаю при письме отдельное удостоверение в Вашей собственности моего переложения, могущее служить Вам вместо документа в случае надобности. Мой муж просит передать Вам дружеский поклон. Остаюсь преданная Вам Н. Римская-Корсакова, С.Петербург. 30 сентября 1881 г.".

Приложена к письму еще и записка: "Милостивый государь Петр Ильич! Сделанное мною переложение в 4 руки увертюры Вашей к драме "Ромео и Юлия" предоставляю в полную Вашу собственность для издания, как в России, так и за границей. Прошу принять уверение в совершенном моем почтении. Надежда Римская-Корсакова".

Как известно, увертюру "Ромео и Джульетта" Чайковский написал осенью 1869 г. Сюжет и даже план был предложен М. А. Балакиревым летом 1869 г. Чайковский многократно переделывал свою увертюру вплоть до 1880 г. Переложение ее для фортепиано в 2 руки К. Биаля было издано в Берлине (издательство Э. Боте и Г. Бок) в 1871 г. В России в 1872 г. В.В.Бесселем издано переложение для фортепиано в 4 руки, выполненное Н. Н. Пургольд (в замужестве Римской-Корсаковой). Еще раз это переложение увидело свет уже как переложение Н. Н. Римской-Корсаковой в Берлине, в издательстве Э. Боте и Г. Бок, в 1881 г., с чем и связано цитированное выше ее письмо к Чайковскому.

В архиве брата Чайковского М. И.Чайковского имеются письма Н. А. Римского-Корсакова. Их пять, они относятся к периоду от февраля 1893 года и до 15 февраля 1904 гг. Их содержание связано в основном с именем Чайковского. Первое - от 15 февраля 1893 г. с вопросом, как найти Петра Ильича, не будет ли в ближайшее время в Петербурге, так как у него к нему дело, хотел бы написать ему письмо. Но такого письма Римского-Корсакова не обнаружено. А известная переписка двух композиторов лишь до 1891 г.

1 ноября 1893 г. вскоре после смерти Чайковского Римский-Корсаков попросил М. И. Чайковского уделить внимание и ответить на вопросы его друга Порфирия Алексеевича Трифонова, который намерен был для журнала " Вестник Европы" написать статью о Петре Ильиче.

26 октября 1896 Николай Андреевич прислал благодарственное письмо М. И. Чайковскому за его приветствие по случаю 25-летия педагогической деятельности Римского-Корсакова:

"Многоуважаемый Модест Ильич, душевное спасибо Вам за выраженное в письме Вашем приветствие, хотя я лично сказать по правде, никаких заслуг за собой не вижу: я люблю искусство, имею некоторые способности к нему, а потому деятельность моя является по части музыки просто естественным и лежащим в порядке вещей. Но на моем месте всякий бы делал то же самое.

Пользуюсь случаем, чтобы выразить Вам, что память Петра Ильича, драгоценная для всей России и для всего музыкального искусства, мне дорога в особенности вследствие его дружеского расположения постоянно проявлявшегося во все времена нашего продолжительного знакомства с ним и совместной деятельности,

Искренно уважающий и преданный Вам. Н. Римский-Корсаков".

В клинском архиве автографы Римского-Корсакова также имеются в фонде С. И. Танеева. Это опубликованные письма самого композитора, а также его супруги Н. Н. Римской-Корсаковой. В библиотеке Танеева сохранилось издание "Песни о вещем Олеге" с дарственной надписью Римского-Корсакова: "Глубокоуважаемому Сергею Ивановичу Танееву от автора Н. Римского-Корсакова. 4 октября 1901 года Москва". В дневнике Танеева по этому поводу следующая запись: "Октябрь. Четверг. Москва. Пишу о канонах. Часу в 12-м пришел Николай Андреевич, принес мне только что вышедшую его "Песнь о вещем Олеге". Говорили о канонах. Он немного перекусил и отправился на репетицию "Псковитянки".

Уже в 1920-е годы в Клин передавал часть своей коллекции Н. Ф. Финдейзен. Позже это делала его семья. У нее покупал материалы первый директор музея Н. Т. Жегин, стараясь помочь семье Финдейзена, а также способствовать собиранию документов русских композиторов, чтобы спасти их в то трудное время. Делал он это небольшими партиями, так, что после его неожиданной кончины, в 1940 году поступили из материалов, оставшихся после его смерти, документы из собрания Финдейзена, в том числе и музыкальные рукописи Римского-Корсакова. Среди всего комплекса рукописей в настоящее время имеются в фонде Н. Ф. Финдейзена:

Автобиография Н. А. Римского-Корсакова;
Письма Н. А. Римского-Корсакова Б. Л. Левенсону;
Дело об увольнении Р.-Корсакова из консерватории;
Музыкальные рукописи: Отрывок: сцены Эммы с Андреем Хованским из "Хованщины" М.П.Мусоргского, завершенной Римским-Корсаковым. 2 л. Клавир сцены IV. Есть издательская разметка, карандашом даты просмотра граверами;
"Псковитянка". 1-я редакция. Отдельно выписанная с титульным листом партитура Колыбельной песни. Издательские пометы. В конце дата 22 августа 1874. Красная дача. Назначение этой рукописи не установлено. Сочинение было уже давно закончено. В 1873 году состоялось исполнение. Предположительно просмотры были сделаны для издания.

Как часть архива "Русской музыкальной газеты" в архиве Финдейзена сохранились три копии, написанные его рукой, писем Римского-Корсакова к А. К. Лядову (10 авг.1895,15 окт. [1903], 13 ноября [1903]) с примечаниями.

Известно, что Финдейзен просил у деятелей русской музыкальной культуры их автобиографии. К их числу принадлежит и Автобиография Н. А. Римского-Корсакова. Это рукопись композитора на 2 листах. В ней кратко изложены события его жизни, список сочинений. Авторская дата - 30 марта 1886 г. К сведениям о симфонической картине "Садко", 3 симфонии и "Ангару" Римским-Корсаковым сделано примечание, что они исполнялись в Париже, Вене, Магдебурге, Антверпене и Брюсселе. Подчеркнута им также следующая фраза: "Составлен практический учебник гармонии". Далее сказано, что им инструментованы оперы Даргомыжского и Мусоргского по смерти их авторов. Указываются также, что он оркестровали другие сочинения" .

В фонде Финдейзена имеются также письма к А. П. Бородину и Б. Л. Лебензону.Борис Львович Лебензон, композитор, в 1920-е голы уехавший за границу. Жил и скончался в США в 1947 году. Впервые переписка опубликована в Полном собрании сочинений Н. А. Римского-Корсакова. Они лежат в конверте, с наклеенной этикеткой "Библиотека Ник. Финдейзена". На конверте написано рукой Н. Ф. Финдейзена (черные чернила) написано: "Н. А. Римский-Корсаков. 11 писем к Б. Л. Левензону. 119/910. Куплено в декабре 1910 г. от Б. Л. Левензона". Далее сделано пояснение фиолетовыми чернилами при поступлении документов в ГДМЧ: "4 письма, 1 открытка, 1 визитная карточка и автобиография Римского Корсакова (автограф), пустой конверт. На письмах карандашом нумерация, очевидно, Финдейзена. Все эти документы поступили от семьи Н. Ф. Финдейзена в 1938 г.

На визитной карточке записка Римского-Корсакова: "Господину А. Э. Спенглеру. [печатный текст]: "Николай Андреевич Римский-Корсаков [автограф] просит глубокоуважаемого Александра Эдуардовича принять г-на Лебензона". Записка не опубликована. Очевидно, она была вложена в предыдущее письмо, так как в нем Лебензон сообщает Римскому-Корсакову о проблемах своего здоровья, связанных с пороком сердца. Заметим, что речь идет об Александре Эдуардовиче Спенглере, докторе медицины, враче семьи Глазуновых, но пользовавшему с 1897 года Н. А. Римского-Корсакова.

Большой интерес представляет группа писем Н. А. Римского-Корсакова (не опубликованы) к В. И. Сафонову и его жене. Так Варваре Ивановне 29 дек. 1900 г. он писал: "Глубокоуважаемая Варвара Ивановна, ужасно хочется знать о состоянии здоровья Василия Ильича. Не черкнете ли мне несколько слов по этому предмету? Поздравляю Вас и Василия Ильича с наступающим новым годом и новым столетием с пожеланиями всего лучшего. Остаюсь преданный Вам Н. Римский-Корсаков".

Основное содержание других 8 писем В. И. Сафонову (29 января 1890 - 23 октября 1903):

29 января 1890 г. - о намерении Сафонова пригласить Вержбиловича на Пасху на квартетные концерты в Москве. Обсуждает возможности.
15 апр. 1894. Душевно благодарит за присылку обзора московских концертов.
13 сентября благодарит об известии от слышанного в Частной опере спектакля, видимо, "Моцарт и Сальери";
3 февраля 1900 г. Общение по поводу возможных исполнений сочинений Римского-Корсакова и его участии в концертах.
То же 6 декабря .1901 г. обсуждаются предстоящие концерты Римского-Корсакова в Москве, доставка партитур и инструментов. Сообщает, что посылает весь нотный материал "Млады".
23 августа 1903 г.: "Дорогой Василий Ильич, душевно радуюсь, что Шехерезада пойдет в Вене именно под Вашим управлением. С пожеланием успеха остаюсь Ваш Н. Р.-Корсаков 23 октября 1903 СПб".

В разные годы в музей Чайковского поступили также письма Римского-Корсакова издателю П. И. Юргенсону. В первом из них от 12 января 1876 г. (обнаружено в 1938 году в архиве М. И. Чайковского) имеются отметки о регистрации письма в издательстве и дата получения - "15.1.76." На л. 2, не заполненном, рукой не установленного лица помета: "Римский-Корсаков 1876.". Номер в правом углу регистрации в издательстве: "8589. 15/1 76". В нем Римский Корсаков пишет: "Милостивый государь Петр Иванович! Совершенно согласен на Ваши условия относительно квартета, но переложение сделаю сам и потому буду считать свой гонорар: 50 руб. за сочинение и 25 за переложение в 4 руки, всего 75 рублей. Партитуру квартета вышлю Вам недели через две, а вместе с нею и четырехручное переложение. Мне было бы желательно, чтобы изданы были: партитура, отдельно голоса и переложение; вероятно Вы тоже так смотрите на это. Если позволите высказать одно мое желание, то скажу, что мне было бы приятно, если б партитура была напечатана в небольшом формате, как напечатана большая часть квартетных партитур и не в коей степени мелко как квартет П. И. Чайковского. Прошу передать мои поклоны, если он уже приехал в Москву. Ваш Римский-Корсаков. 12 января 76 г.".

Другое письмо к Юргенсону поступило в клинский музей от Г. Б. Бернанда. Запись о регистрации и получении его в издательстве Юргенсона: "1.3.82."; "Прошу передать Комиссии по устройству Музыкального отдела на выставке 1882 года, что в настоящую минуту у меня нет готового награвированного сочинения для присылки, если к 15 Апреля мне удастся написать что-либо оркестровое, то с удовольствием вышлю; в противном случае готов прислать "Сказку" для оркестра, игранную однажды в С.Петербурге и никогда не исполнявшуюся в Москве. Если комиссия найдет это удобным, то прошу немедленного уведомления. С совершенным почтением остаюсь Ваш покорный слуга. Н. Римский-Корсаков. 27 февраля 1882 г.".

В музее хранится также 4 письма Римского-Корсакова Н. Н. Черепнину за 1908 г."; Н.Д.Кашкину. В письме 1895г. он Кашкину писал: "24 ноября 1895. С.Пб, Загородный 28. "Ночь" пойдет 4-го декабря т.е. в 1-й абонемент, а потому как я Вам достану билет? Следующее представление предположительно 4-го т.е. во 2 абонемент, а Рафаэль 8-го (в пятницу), первые два представления будут 28 ноября и 1 декабря. Как быть? Остаюсь Ваш Н. Римский-Корсаков". А 23 сентября 1906 года Римский-Корсаков писал: "К делу о выборе капельмейстера для Садко я действительно причастен. Когда прошел слух об уходе Рахманинова, я узнал от директора театров Теляковского, что приглашаются другие лица на его место, с которыми ведутся переговоры, и между ними он мне назвал г-на Сука".

В клинском музее имеются также письма Римского-Корсакова и другим лицам. В их числе письма из коллекции писателя Тынянова, приобретенные у его семьи в 1955г. Все они адресованы в контору Императорских театров, различным ее отделам":

- Директору В. А. Теляковскому 23 августа 1907. Имеет отметки о том, что было приложено к стр. 4409 делопроизводства канторы Императорских. Театров. Помета самого Теляковского: "Письмо Н. А. Римского-Корсакова, полученное мною 25 августа 1907 г.". Есть и резолюция Теляковского о поручении рассмотрения чиновнику Маслову и указание доложить о результатах.
- В нотную контору 14 декабря 1889 года о присылке для Придворной капеллы голосов оперы Пророк, лучше печатные.
- Н.О. Христофорову 3 февраля 1901 года с просьбой переписать голоса (несколько партий деревянных духовых) К 8 часам сегодняшнего вечера. Постановка "Садко" в Мариинском.

Интереснейшее письмо Римского-Корсакова к И. И. Лапшину от 22 августа 1904 г. сохранилось в копии, которая была снята в 1933 г. владельцем автографа Владимиром Михайловичем Федоровым-Кургановым. Оно написано в день окончания инструментовки "Китежа" и содержит важнейшие свидетельства композитора о собственном творческом методе. Местонахождение подлинника неизвестно.

Другие письма Римского-Корсакова представляют собой единичные записки:

- пианистке Павле Бернардовне Бертенсон-Воронец от 6 декабря. 1889 г. с приглашением на репетицию "по соглашению с П. И. Чайковским". Пригашает к 10 часам, чтобы не в самом конце пройти. Это в отношении концерта 10 декабря, где пианистка играла Концертную фантазию. В концерте исполнялись сочинения Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова".
- два письма Н. А. Губерту. Апрель 1882 и 1 мая 1882. Договаривается о концертах и исполнителях по случаю коронации.
- письма А. К. Лядову, С. Н. Кругликову, записки, Гуго Ивановичу Варлиху, Н. Ф. Финдейзену и др." В 1934 г. музею В. В. Ястребцевым были подарены два фрагмента из оперы "Садко": - Фрагмент рукописи клавира оперы. Помета Ястребцева на с.1: "Дому-музею Чайковского от Ястребцева (1934 г.)". Картина 2., два фрагмента: сцена и протяжная песнь Садки и сцена прощания Морской царевны с Садко. Правка подтекстованных слов.
- Фрагмент партитуры. Надписи на последней странице:
"1 1/2 страницы из VI картины оперы-былины "Садко (стра. 298-299) клавир, издания Беляева". (Из собрания рукописей В.Ястребцева)".

Большой интерес представляют собой штрихи к портрету Римского-Корсакова, который оставил известный музыковед В. В. Яковлев. Он присутствовал на многих оперных премьерах композитора в Москве и Петербурге. В частности - на "Кащее". Видел на них В. В. Стасова. Яковлев оставил также описание внешности композитора: "Особенно вспоминаю выходы самого автора, видом своим и повадкою напоминавшего больше профессора (вроде ученого ботаника), чем оперного композитора по моим понятиям того времени".

Семья Римского-Корсакова до конца 1930-х годов поддерживала довольно тесные отношения с Домом-музеем Чайковского, общалась с М. И. Чайковским, дружили с его директором Н. Т. Жегиным, сотрудниками. Дети и внуки Римского-Корсакова продолжали общаться, так в архиве М. И. Чайковского сохранилось письмо сына Римского- Корсакова А. Н. Римского-Корсакова, которое открывает собой тот список документов семьи, которые сохранились в архиве Клинского дома-музея. Оно написано на бланке редактора журнала "Музыкальный современник" 28 августа 1914 г.:

"Глубокоуважаемый Модест Ильич! Большое спасибо Вам за присылку переписки Петра Ильича с моим отцом и за предисловие к переписке. К сожалению, война расстроила все наши планы. На редакционном совещании, бывшем на этих днях, мы порешили отложить начало издания до более благоприятного момента. Впрочем, редакционная работа по собиранию и подготовке материалов будет продолжаться. Хотелось бы быть все время во всеоружии, и при первой возможности приступить к изданию. Я надеюсь, что Вы не отнимите переписки и согласитесь на то, чтобы она появилась в печати вместе с "Музыкальным современником". Как Вы себя теперь чувствуете? Желаю Вам на всякий случай, поскорее поправиться. С искренним уважением и преданностью Ваш А. Римский-Корсаков".

В архиве музея сохранились воспоминания М. Н. Римского-Корсакова, старшего сына композитора о Чайковском. Он так же, как и другие дети и внуки Римского-Корсакова, дружил с Жегиным, возможно, по просьбе которого в один из приездов в Клин и были написаны эти воспоминания.

Записей о посещении разных членов семьи композитора клинского музея в 30-е годы очень много, есть и фотографии. Так в одной из книг записей посетителей читаем: "1935 г. Сегодня 30-го января Дом-музей рассчастливили своим посещением сестры Татьяна и Ольга, но не Ларины, а внучки великого творца "Китежа". Ольга Михайловна и Татьяна Владимировна. Дом-музей, приветствуя Вас в своих стенах, желает, чтобы в ближайшее время был открыт подобный Клинскому музею, Музей Вашего великого деда Николая Андреевича Римского-Корсакова. Директор музея Н.Жегин".

Далее записаны стихи в честь дня рождения Т. В. Римской - Корсаковой: "Одной из упомянутых сегодня исполнилось двадцать лет. По этому поводу рано утром до отъезда из Москвы новорожденная получила следующее стихотворение:

Татьяне Римской-Корсаковой

С очаровательной картинки
Сошел старинный персонаж
Две очень юные блондинки
Решили совершить вояж.
Пусть это может быть и пряно,
Но как в былые времена
Конечно, Ольга и Татьяна
Блондинок этих имена.
И в довершение картины
У них был знаменитый дед
И обе девушки-кузины
И каждой только двадцать лет.
Вот путь прошел без приключений
Вы прибыли в урочный час...
Но Танин нынче день рождения,
И я спешу поздравить Вас.
Мне не хотелось повторяться,
(Но каюсь в этой здесь вине),
Но ведь когда-то ровно двадцать,
Да, было двадцать лет и мне.
И вспомнив это не без вздоха,
Вновь не могу не повторить,
Что это лучшая эпоха,
Чтоб жить, смеяться и любить.
Все в двадцать лет подобны маю
Иль вешней голубой заре,
И маем быть я Вам желаю,
Хоть родились Вы в январе.
Но в Дом-музей Вы мчитесь Клинский
Опять садитесь в экипаж.
Пусть будет счастлив Ваш вояж
И ваша жизнь. Весь Ваш Бучинский".

Далее 30 января 1935 года следует ответная запись: "Главной целью нашего настоящего путешествия из Ленинграда в Москву было: послушать "Сказание о граде Китеже", вновь поставленного в московском театре (ГАБТ) и затем посетить музей П. И. Чайковского, так хорошо устраиваемый Николаем Тимофеевичем Жегиным. Не говоря многолучший " Подписано Т. В. Римской-Корсаковой.

В этот же день записаны стихи О. М. Римской-Корсаковой. Начинаются они словами:

"Что я могу сейчас сказать:
Писать в стихах я не умею,
И лишь одно спросить посмею:
Могу ль еще раз побывать....
Я постигаю в полной мере
Откуда тот восторг и пыл,
Которым воспылал мой "Fater"
С тех пор как в Клине он побыл..."

В записи нескольких посетителей музея от 29 июля 1935 года говорится: "В музее посчастливилось познакомиться с А. Н. Римским-Корсаковым и композитором Шапориным, познакомившим нас с образами своего творчества".

24 августа 1935 года большая запись А. Н. Римского-Корсакова. В ней сказано о двухнедельном пребывании в музее. Восторженные слова-сравнения: "Подвижность ртути, не знающая удержу энергия и страшный аппетит ко всему, способному обогатить специальные научные ресурсы дома в директоре, спокойная практическая складка радушного хозяина в соединении с вдумчивой любовью к высотам музыкального искусства в пом. Директоре, и, наконец, бескорыстная, движимая горячим интересом к делу юношеская энергия в сотрудниках дома-музея".

12 октября большая запись В. Н. Римского-Корсакова, который в ней говорит о том, то он в течение месяца с 15 сентября по 15 октября несколько раз посещал Дом-музей, "проводя под гостеприимным кровом его 2-3 дня". В ней также об экскурсии студентов Московской консерватории, которые слушали и обсуждали, обменивались впечатлениями об опере Шапорина "Декабристы", фрагменты которой им играл автор. Говорит об успехе культурного строительства в великой Стране Советов.

2 февраля 1936 вновь записи двух сестер Римских-Корсаковых: "Год тому назад мы впервые посетили Дом-музей Чайковского. Хотелось бы каждый год приезжать сюда - иметь впечатление, хоть неделю отдохнуть...".

Перед датой 18 июня и после даты 27 мая вклеена полушутливая записка А. Н. Римского-Корсакова, от проезжавшего мимо Клина.

В архиве Н. Т. Жегина также сохранились документы членов семьи Римского-Корсакова: текст речи А. Н. Римского-Корсакова на могиле П. И. Чайковского в день 40-летия его кончины в 1933 году, письма М. Н. и В. Н. Римских-Корсаковых Н. Т. Жегину. Они поступили в музей от А. П. Смирнова в 1959 году. М. Н. Римский Корсаков писал 30 июня 1936 года Жегину: "Дорогой Николай Тимофеевич, пользуюсь случаем - посылаю Вам привет из нашего города, который Вы так давно уже не посещали. Вот надо приехать, когда будет открываться некрополь (Тихвинское кладбище). Я с Аней был там. Хотели все устроить в августе, но вряд ли это окажется возможным. 2-го хотели начать работу по снятию памятника Николая Андреевича. Как Ваше самочувствие? [...] Приветы Вере Тимофеевне [...]". В. Н. Римский-Корсаков в своем письме к Жегину беспокоится о его здоровье, так как слышал, что он хворает. Успокаивает, очевидно, знает о неприятностях, которые вскоре привели к безвременной и скоропостижной кончине Жегина.

Источник: Память о великом земляке. Выпуск III. Н. А. Римский-Корсаков – музыкальная гордость России. / Материалы научной конференции. Март 2005. – Тихвин, 2005

Полина Вайдман, ведущий научный сотрудник
Государственного Дома-музея П. И. Чайковского в Клину,
доктор искусствоведения

28.05.2012