Свидетельство о рождении и крещении Н. А. Римского-Корсакова

Римский-Корсаков в 1863 годуВ день 168-летия композитора мы публикуем исследовательский материал о первом в жизни Николая Андреевича документе, подготовленный в 2004 году к 160-летию великого музыканта.

Земной путь Николая Андреевича Римского-Корсакова уложился в недолгие 64 года, но, благодаря огромному количеству документов и материалов, которые любовно сохранили для нас сыновья и ныне живущие потомки великого композитора, биография его кажется поистине безбрежной.

В личном фонде Н. А. Римского-Корсакова в Кабинете рукописей Российского института истории искусств наряду с творческими материалами хранится немало сугубо биографических документов. В год 160-летия со дня рождения композитора будет справедливо остановиться на самом первом в жизни Николая Андреевича официальном документе, а именно на его свидетельстве о рождении.

Метрическое свидетельство поступило в Кабинет рукописей (тогда Историографический кабинет) по акту № 1 от 10 июня 1938 года от Владимира Николаевича Римского-Корсакова. Как самодостаточный документ свидетельство это до сей поры не рассматривалось. В виде фотокопии оно воспроизведено в книге Татьяны Владимировны Римской-Корсаковой «Детство и юность Н. А. Римского-Корсакова» (СПб., 1995). Тем не менее, документ этот достоин отдельного разговора, ибо содержит богатый материал для обсуждения церковных, гражданско-правовых и семейных реалий середины XIX века.

В биографической литературе о Н. А. Римском-Корсакове факт появления на свет будущего великого композитора обычно подтверждается цитатой из записи его отца в «Карманном месяцеслове на 1844 год». А. Н. Римский-Корсаков в первом выпуске «Жизни и творчества Н. А. Римского-Корсакова» цитирует мартовскую запись Андрея Петровича так: «Ника родился 6 числа в 4 часа и 53 минуты пополудни ... 27 числа в 7 часу пополудни совершен над ним обряд крещения. Восприемным отцом был Воин с заочною Поликсеною Ивановной»1. В составленной А. А. Орловой и В. Н. Римским-Корсаковым «Летописи» запись Андрея Петровича цитируется в расширенном, но несколько искаженном виде: «Ника родился 6 числа в 4 часа и 53 минуты пополудни ... Восприемным отцом был Воин, а заочно Поликсеною Ивановной; также заочно Николай Иванович Тевяшов с Соничкою»2.

Подлинное свидетельство о рождении Римского-Корсакова, хранящееся в Кабинете рукописей РИИИ (ф. 7, р. VII, № 2), гласит (орфография подлинника сохранена):

«Дано сие в том, что Действительный Статский Советник Андрей Петров, сын Римский Корсаков и законная жена его Софья Васильева, оба православного вероисповедания; От них шестого Марта тысяча восемьсот сорок четвертого года родился сын Николай; Крещение коего совершал Введенский Священник Федор Забелин с Дьяконом Алексеем Надежиным и дьячком Григорьем Ивановым двадцать седьмого числа того же месяца и в метрическую книгу, при Тихвино-Введенском девичьем Монастыре хранящуюся, под № 5-м записал. Восприемниками при Таинстве Святого Крещения находились: родный сын, 25-го флотского экипажа Лейтенант Воин Римский Корсаков и Невестка, Супруга Контр-Адмирала Поликсения Иванова Римская Корсакова; Отставный Штаб Ротмистр Николай Иванов Тевяшев и дочь его Софья Николаева. Что и удостоверяем своим подписом и церковною печатию.

Тихвин 10-го июля 1846 года.

Введенский священник Василий Спасский

Введенский Диакон Алексей Надежин

Дьячок Григорий Иванов

Пономарь Павел Сахаров».

Свидетельство написано на гербовой бумаге с водяными знаками. В правом верхнем углу листа имеется штамп об уплате гербового сбора - «Цена 90 коп. сер[ебром]». В левом нижнем углу документа проставлена сургучная печать церкви при Тихвино-Введенском девичьем монастыре. На обороте — заверка Новгородской духовной консистории от 30 декабря 1846 года за подписью кафедрального протоиерея Василия Богословского и с сургучной печатью Новгородской духовной консистории.

В дореволюционной России все записи актов гражданского состояния (фактов рождения, смерти и заключения браков) осуществлялись в церковном порядке, с некоторыми различиями для разных конфессий. В отношении православного населения светская власть вверяла эти функции приходским храмам, действовавшим под надзором региональных духовных консисторий. Ежегодно консистория выдавала каждой церкви в двух экземплярах прошнурованную и снабженную сургучной печатью метрическую книгу (печатная форма этих книг была неизменной с 1806 года). В конце года один экземпляр заполненного документа сдавался в консисторию на постоянное хранение. Книга велась в трех частях: о родившихся, о вступивших в брак, об умерших. Абсолютной достоверностью отличалась только часть вторая, ибо запись о вступлении в брак делалась по факту венчания, происходившего непосредственно в церкви. Часть третья, об умерших, составлялась со слов членов семьи усопшего и в правовом отношении была наиболее уязвима. Записи же в части первой носили двойственный характер: сведения о дате рождения заносились со слов родителей, о дате крещения - по факту совершения обряда.

Документ о рождении и крещении мог быть выдан в виде справки, именовавшейся выписью, которая составлялась священником на основе церковной метрической книги. Полную же юридическую силу имело только метрическое свидетельство, которое заверялось в духовной консистории.

Как мы видим, свидетельство о рождении и крещении Н. А. Римского-Корсакова имеет заверку Новгородской духовной консистории. В отличие от выписей, получение которых в количественном отношении не ограничивалось, заверенное метрическое свидетельство выдавалось на руки лишь единожды (при необходимости с него можно было снять нотариально заверенную копию). Подчеркнем, что хранящееся в Кабинете рукописей свидетельство - это оригинал метрического документа, составленного 30 декабря 1846 года.

Текст свидетельства является юридическим подтверждением таких важных биографических сведений, как место и дата рождения, имена родителей, звание отца; в нем также содержатся сведения о крещении. По канонам православия и католичества, крещение — первое и наиважнейшее из семи христианских таинств, соответствующих семи дарам Святого Духа (к шести остальным относятся миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак и елеосвящение). Знаменуя собой духовное рождение, это таинство неповторяемо и, как знак вступления в состав церковного общества, обязательно. В среде образованных людей середины XIX века его совершение само по себе не являлось подтверждением искренности веры: в стране, где учет населения велся в первую очередь по вероисповедному признаку, акт крещения практически приравнивался к гражданской регистрации личности.

Родители будущего композитора были глубоко религиозными людьми. Для Софьи Васильевны посещение церкви и участие в богослужении являлось неотменяемой жизненной потребностью. Для Андрея Петровича, благодаря его принадлежности к масонству, вера в Бога сопрягалась с этическими проблемами духовного самопознания. Их младший сын прошел в своем духовном развитии путь, характерный для многих интеллигентов второй половины XIX века. Выросший в религиозной патриархальной обстановке, с младых ногтей впитавший звуковую палитру церковного распева и колокольного перезвона, Николай Андреевич, по его собственному признанию, весьма рано отошел от церковной веры: «Совершился во мне этот духовный перелом еще в бытность мою в корпусе, без особых страданий и почти без каких-либо внешних воздействий»3. Но для тех, кто 27 марта 1844 года собрался вокруг купели в церкви Тихвино-Введенского девичьего монастыря, обряд крещения маленького Ники был преисполнен высокого и радостного смысла, овеянного вековыми традициями, — в мир входила новая жизнь.

Согласно записи в церковной метрической книге, таинство Святого крещения отправлял священник Федор Забелин с дьяконом Алексеем Недежиным и дьячком Григорьем Ивановым. Самыми важными фигурами в обряде крещения, после церковных служителей, традиционно являются восприемные родители — их имена и звания в метрических книгах фиксировались столь же тщательно, как и кровных родителей. На роль крестного, в обиходе именуемого кокой, обычно приглашались самые близкие и уважаемые люди, кому можно было доверить духовное пестование крещаемого младенца. У Ники Римского-Корсакова было две пары восприемных родителей.

В первую пару входили двадцатидвухлетний Воин Андреевич Римский-Корсаков, старший брат Ники, и тетушка Поликсена Ивановна. О той значительной роли, которую сыграл в духовном развитии великого композитора Воин Андреевич, в корсаковиане сказано достаточно много. О крестной его матери нам известно значительно меньше.

Поликсена (Поликсения) Ивановна Римская-Корсакова, урожденная Сухотина, родилась 25 сентября 1814 года4 — на момент крещения Ники ей шел тридцатый год. Своему крестнику она приходилась теткой, но не кровной, а по родству, ибо была супругой Николая Петровича, родного брата Андрея Петровича. Проживали Николай Петрович и Поликсена Ивановна в Петербурге, на казенной квартире в здании Морского корпуса на Васильевском острове - именно здесь с сентября 1845 по май 1846 года гостили Андрей Петрович и Софья Васильевна с маленьким Никой. Скончалась Поликсена 23 июля 1848 года5, не дожив двух месяцев до 34 лет, - от свирепствовавшей в ту пору холеры. Крестной матери, таким образом, Ника лишился в четырехлетнем возрасте. А спустя три месяца оборвалась жизнь и Николая Петровича: не вынеся смерти горячо любимой жены-красавицы, он застрелился. В «Петербургском некрополе» о нем записано: «Римский-Корсаков Николай Петрович, вице-адмирал, член Адмиралтейского Совета и директор Морского Корпуса, р. 21 ноября 1793 -ум. 31 октября 1848 (Смоленское православное кладбище)»6.

Другую пару восприемных родителей маленького Ники составили отец и дочь Тевяшевы7. Имя Сонички Тевяшевой часто мелькает в «Календаре семейных событий» тихвинских затворников: здесь помечены и ее именины, и дата рождения - 3 июля 1826 года8. Таким образом, второй крестной матери к моменту крещения Ники еще не исполнилось и восемнадцати. Длинную цепочку родственных отношений Римских-Корсаковых с семейством Тевяшевых впоследствии разъяснил сам Николай Андреевич в беседе с В. В. Ястребцевым, записавшим в своем дневнике: «22 мая 1906 года: ... беседовали о родстве Николая Андреевича с Софьей Николаевной Бедрягою. Оказывается, что у матери Римского-Корсакова была сестра Александра Васильевна (по мужу Тевяшова), дочь которой Софья Николаевна Тевяшова, по мужу Бедряга, являлась, таким образом, двоюродной сестрой Николая Андреевича» 9. Благодаря свидетельству о рождении мы теперь знаем, что Соничка Тевяшева была не только кузиной, но и крестной матерью Николая Андреевича.

Замужество Сонички привнесло в тихвинский «Календарь семейных событий» множество имен с фамилией Бедряга и с указанием даты их рождения:

Владимир Николаевич Бедряга — 24 июня 1822 года (можно предположить, что это муж Сонички);

Евпраксия - 11 января 1851 года;

Яша - 19 августа 1854 года;

Александр Владимирович - 30 янв. 1858 года;

Анна - 26 августа 1862 года;

Ольга Федоровна - 19 июня 1864 года.

Как записано в метрическом свидетельстве, в роли восприемника Ники в паре с Соничкой выступил ее отец. О нем нам известно немного: Николай Иванович Тевяшев имел чин штабс-ротмистра, соответствовавший 10-му классу табели о рангах; на момент крещения был в отставке; по семейному родству приходился Нике дядюшкой. Датами его жизни мы не располагаем.

Согласно сведениям из «Петербургского некрополя», Софья Николаевна Бедряга (урожденная Тевяшева) скончалась 3 апреля 1897 года на семьдесят первом году жизни и похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры10.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что метрическое свидетельство Н. А. Римского-Корсакова является юридическим подтверждением даты его крещения и фиксацией имен восприемных родителей. Однако нужно учесть, что в день крещения Ники в церкви Введенского монастыря реально присутствовал только один из восприемников - Воин Андреевич. Остальные крестные принимали в этом событии заочное участие. В церковно-обрядовой практике отсутствие восприемников в момент свершения таинства Святого крещения было не редкостью - принимаемая перед Богом ответственность за крестника от этого не уменьшалась. В метрических книгах факт реального или заочного участия крестных родителей не оговаривался. В связи с этим особую содержательность приобретают уже цитированные строки из «Карманного месяцеслова» Андрея Петровича: «Восприемным отцом был Воин, с заочною Поликсеною Ивановной; также заочно Николай Иванович Тевяшев с Соничкою»11.

Официальный документ, каковым является метрическое свидетельство Н. А. Римского-Корсакова, и заметки Андрея Петровича, очевидца и непосредственного участника обряда крещения, создают достоверную картину радостного семейного события, состоявшегося в Тихвине 27 марта 1844 года, во второй день Светлой пасхальной недели.

Г. Копытова

1 Римский-Корсаков А. Н. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. Вып. 1. Л. 1933. С. 45—46.

2 Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова: Летопись жизни и творчества. Сост. А. А. Орлова и В. Н. Римский-Корсаков. Вып. 1. Л. 1969. С. 26.

3 Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания В. В. Ястребцева. Т. 2. Л. 1960. С. 387.

4 Календарь Андрея Петровича и Софьи Васильевны с перечнем семейных событий — КР РИИИ, ф. 10, р. II, № 1, л. 17 об.

5 Там же, л. 14 об.

6 Петербургский некрополь. Т. 3. СПб. 1912. С. 586.

7 В разных источниках существуют два варианта написания этой фамилии - Тевяшев и Тевяшов. Мы приняли первый из этих вариантов, следуя традиции, отраженной в «Календаре Андрея Петровича и Софьи Васильевны с перечнем семейных событий».

8 КРРИИИ, ф. 10, р.'II, № I, л. 14 об.

9 Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания В. В. Ястребцева. Т. 2, с. 387.

10 Петербургский некрополь. Т. 1.СП6. 1912. С. 171.

11 КР РИИИ, ф. 10, б/р, №63, л. 6 об.

Источник: Память о великом земляке. Выпуск III. Н. А. Римский-Корсаков – музыкальная гордость России. / Материалы научной конференции. Март 2005. – Тихвин, 2005

18.03.2012