Основные даты жизни и деятельности Римского-Корсакова:

1844. — 6 III. В г. Тихвине в семье дворянина, гос. чиновника в отставке Андрея Петровича Р.-К. и его жены Софьи Васильевны родился сын Николай.

1850. — III. Начало регулярных муз. занятий под рук. местных преподавательниц (Е. Н. Унковской, позднее — О. Ф. Фель).

1855. — Первые попытки сочинять музыку.

1856. — 26 VII. Отъезд с отцом в Петербург. — 20 VIII. Поступление в Морской корпус. — IX, Возобновление занятий фп. игрой под рук. виолончелиста Александринского т-ра Улика.

1857. — IX. Первые посещения оперного т-ра. — Начало систематич. знакомства с оперными спектаклями петерб. т-ров.

1858. — 17 IV. Р.-К. впервые слушал оперу Глинки “Иван Сусанин”, к-рая привела его “в совершенный восторг”. —VI— VII. Учебное плавание на военном корабле “Прохор” под командованием Воина Андреевича Р.-К. (брата композитора).

1859. — III. Первые посещения симф. концертов. — VI— VII. Учебное плавание на корабле “Прохор”. — 20 IX. Начало занятий с пианистом Ф. А. Канилле.

1858—59. — Пробуждение активного интереса к музыке, самостоятельное музицирование, переложение для фп. ряда симф. и оперных отрывков, романсов.

1859—60. — Сочинение по инициативе и под рук. Канилле ряда фп. и оркестровой (“нечто вроде начала симфонии в es-moll”) пьес.

1860. — VI—VIII. Учебное плавание на корабле “Вола”. — IX. Прекращение занятий с Канилле.

1861. — 29 I. Первое посещение спектакля “Руслан и Людмила” (“в неописуемом восхищении” от оперы). — III. Занятия с любительским хором, организованным в Морском корпусе. — VI—VIII. Учебное плавание на корабле “Вола”. — 26 XI. Знакомство Р.-К. с М. А. Балакиревым и Ц. А. Кюи. — XII. Знакомство с М. П. Мусоргским и В. В. Стасовым в доме Балакирева. — Начало работы над симфонией es-moll (по совету и под рук. Балакирева).

1862. — IV. Окончание Морского корпуса (в чине гардемарина), назначение на клипер “Алмаз”, уходящий в заграничное плавание. — XI. Плавание (до мая 1865) на клипере “Алмаз”, знакомство с мн. странами, в т. ч. Великобританией, США, Бразилией, Испанией, Францией, Норвегией. — Продолжение работы над 1-й симфонией и ряд набросков симфоний B-dur и D-dur (замыслы остались неосуществлёнными). — Присвоение офицерского чина мичмана.

1865. — 21 V. Прибытие клипера “Алмаз” в Кронштадт. — 12 IX. Назначение Р.-К. на береговую службу в Петербург. — IX—X. Посещения Балакиревского кружка. Знакомство и начало дружбы с А. П. Бородиным. — XI. Сочинение первого романса (“Щекою к щеке ты моей приложись”). — 19 XII. Исп. 1-й симфонии в концерте Бесплатной муз. школы (БМП1) под упр. Балакирева (этот день Р.-К. считал началом своей композиторской деятельности).

1866. — 21. Знакомство с Л. И. Шестаковой (сестрой Глинки), начало постоянных посещений её муз. вечеров. — И XII. Первое исп. “Увертюры на темы трёх русских песен” в концерте БМШ под упр. Балакирева.

1867. — 12 V. Первое исп. “Сербской фантазии” под упр. Балакирева. — 9. XII. Первое исп. муз. картины “Садко” в концерте РМО под упр. Балакирева.

1868. — II. Присвоение чина лейтенанта. — Зима. Начало посещений вместе с другими чл. Балакиревского кружка муз. вечеров у А. С. Даргомыжского. — 5 III. Знакомство с сестрами Н. Н. и А. Н. Пургольд. — 28 III. Знакомство с П. И. Чайковским на вечере у Балакирева.

1869. — 31. Публикация первой муз.-критич. статьи Р.-К. (об опере Направника “Нижегородцы”, в газ. “СПб. ведомости”). — 10 III. Первое исп. симф. сюиты “Антар” в концерте РМО под упр. Балакирева.

1871. — 15 VII. Согласие Р.-К. на предложение дирекции Петерб. консерватории занять должность профессора по классам практич. сочинения, инструментовки и оркестровому. — Ежедневное общение с М. П. Мусоргским (поселились в одной квартире).

1872. — Начало года. Участие Р.-К. в коллективном соч. оперы-балета “Млада”. — 30 VI. Женитьба на Н. Н. Пургольд. — 30 VI — 2-я пол. августа. Свадебное путешествие по Швейцарии, Италии, Австрии, Польше.

1873. — II. Премьера оперы “Псковитянка” (Мариинский т-р, дир. Э. Ф. Направник). — 14 V. Назначение Р.-К. на должность инспектора Музыкантских хоров (дух. оркестров) Морского ведомства. — 20 VIII. Рождение сына Михаила.

1874. — 18 II. Первое выступление Р.-К. в качестве дирижёра (первое исп. его 3-й симфонии). — 10 IV. Избрание Р.-К. директором БМШ.

1874—75. — Систематич. занятия контрапунктом и гармонией.

1875. — 27 X. Рождение дочери Софьи.

1876. — 31 VIII. Начало работы над автобиографич. кн. “Летопись моей музыкальной жизни”. — Избрание Р.-К. членом Всеобщего нем. муз. союза.

1878. — 5 X. Рождение сына Андрея.

1880. — 91. Премьера оперы “Майская ночь” (Мариинский т-р, дир. Направник). — 22 IX. Уход из БМШ.

1882. — 13 I. Рождение сына Владимира. — 29 I. Премьера “Снегурочки” (Мариинский т-р, дир. Направник).

1883. — 3 II. Утверждение Р.-К. на должность помощника управляющего Придв. певч. капеллой. — 6 IV. Выход Р.-К. из состава Оперного комитета, к-рый не согласился на пост. “Хованщины”.— Зима. Беляевские “пятницы”, зарождение Беляевского кружка, муз. главой к-рого стал Р.-К.

1884. — 9 III. Прекращение работы в Морском ведомстве в связи с упразднением занимаемой Р.-К. должности. — 13 VI. Рождение дочери Надежды. — 25 XI. Избрание Р.-К. членом Об-ва композиторов Франции.

1887. — 31 X. Первое исп. “Испанского каприччио” в “Рус. симф. концертах” под упр. автора.

1888. — 10 I. Рождение дочери Марии. — 22 X. Первое исп. “Шехеразады” в “Рус. симф. концертах” под упр. автора. — 3 XII. Первое исп. увертюры “Светлый праздник” в “Рус. симф. концертах” под упр. автора.

1889. — 1 и 18 VI. Выступление Р.-К. в качестве дирижёра в концертах из произв. рус. композиторов на Всемирной выставке в Париже.

1890. — 23 III — 2 IV. Пребывание в Брюсселе (Р.-К. дирижирует концертами рус. музыки). — 30 VIII. Смерть матери Р.-К. — 19—22 XII. Юбилейные торжества по случаю 25-летия композиторской деятельности Р.-К.

1892. — VIII. Написание серии статей о муз. образовании.— 20 X. Премьера оперы “Млада” (Мариинский т-р, дир, Направник).

1893. — I—IX. Написание значит. части “Летописи”.

1894. — 19 I. Прекращение работы в Придв. певч. капелле.— 10 IV. Знакомство с В. И. Бельским.

1895. — 28 XI. Премьера оперы “Ночь перед Рождеством” (Мариинский т-р, дир. Направник; по требованию цензуры роль Царицы была заменена ролью Светлейшего).

1896. — VII. Начало работы над учебником инструментовки.— 28 XI. Первое исп. “Бориса Годунова” Мусоргского в ред. и под упр. Р.-К. (Большой зал Петерб. консерватории).

1897. — 24 I. Николай II вычеркнул оперу “Садко” из списка предполагаемых спектаклей Мариинского т-ра. — 26 XII. Премьера “Садко” (Моск. частная рус. опера).

1898. — 25 XI. Премьера оперы “Моцарт и Сальери” в Моск. частной рус. опере с участием Ф. И. Шаляпина. — 15 XII. Премьера оперы “Боярыня Вера Шелога” (Моск. частная рус. опера; в качестве пролога к “Псковитянке”).

1899. — Лето. Избрание Р.-К. почётным чл. Амстердамского муз. об-ва. — 22 IX. Премьера оперы “Царская невеста” (Моск. частная рус. опера, дир. M. M. Ипполитов-Иванов).

1900. — 23 II — 5 III. Пребывание в Брюсселе (дирижирует концертом рус. музыки). — IX. Отказ от дирижёрской деятельности в “Рус. симф. концертах” (Р.-К. остался их гл. распорядителем). — 21 X. Премьера “Сказки о царе Салтане” (Моск. частная рус. опера, дир. Ипполитов-Иванов). — XI—XII. Чествование Р.-К. в Петербурге и Москве в связи с 35-летием композиторской деятельности.

1902. — IX. Премьера оперы “Сервилия” (Мариинский т-р, дир. Ф. М. Блуменфельд). — 12 XII. Премьера оперы “Кащей бессмертный” (Моск. частная рус. опера, дир. Ипполитов-Иванов).

1904. — 3 X. Премьера оперы “Пан воевода” (Большей зал Петерб. консерватории, силами артистов Частной оперы А. А. Церетели, дир. В. И. Сук).

1905. — 1 II. Выступления Р.-К. на заседаниях Художеств. совета консерватории в поддержку ряда требований революционно настроенных студентов. — 19 III. Решение Дирекции РМО об увольнении Р.-К. из консерватории. — Запрещение полицией исполнения произв. Р.-К. в Петербурге. — Уход из консерватории А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Ф. М. Блуменфельда и ряда др. профессоров в знак протеста. — 27 III. Исп. оперы “Кащей бессмертный” силами учащихся Петерб. консерватории под упр. Глазунова, вылившееся в обществ. манифестацию. — 29 III. Выход из состава РМО (в знак солидарности с Р.-К.) его почётных чл. — К. Сен-Санса, И. Иоахима, Э. Изаи. — X. Написание “Дубинушки”. — 5 XII. Обращение дирекции консерватории к Р.-К. (составлено после предоставления консерватории автономии и избрания директором Глазунова) с просьбой вернуться в консерваторию.

1906. — VI. Избрание Р.-К. почётным чл. Корол. муз. академии в Стокгольме. — 6 VII — 22 VIII. Написание новых глав “Летописи”.

1907. — 7 II. Премьера оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (Мариинский т-р, дир. Блуменфельд).— 28 IV — 24 V. Поездка в Париж (дирижирует Рус. историч. концертами, организованными С. П. Дягилевым). — XI. Избрание Р.-К. чл.-корреспондентом Парижской академии наук. — XII. Издание учебника гармонии Р.-К. во Франции.

1908. — IV. Запрещение цензурой пост. оперы “Золотой петушок”. — 11—16 IV. Резкое ухудшение состояния здоровья.— 7 V. Исп. оперы “Снегурочка” в Париже (т-р “Опера комик”), большой успех. — 21 V. Новый приступ болезни. — 7 VI. Написание Заключения к руководству “Основы оркестровки”. — Ночь с 7-го на 8-е VI. смерть Р.-К. от паралича сердца. — 11 VI. Похороны Р.-К. на Новодевичьем кладбище в Петербурге (в 1937 прах Р.-К. перенесён в Некрополь мастеров иск-в в Александро-Невской лавре).

О. Б. Степанов

Биография »
Список сочинений »
Список литературы »