Римский-Корсаков в документах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга

Документов, связанных непосредственно с жизнью и деятельностью Н. А. Римского-Корсакова, в архиве немного, поскольку наш архив был создан через 61 год после смерти великого композитора. Тем не менее, архиву удалось собрать некоторые документы, относящиеся к его жизни и деятельности. Мы бережно сохраняем материалы, в которых в той или иной степени отражено наследие композитора, и то, как в разные периоды нашей истории обращались к имени композитора и его творчеству.

Вот некоторые из них. Самое ранее упоминание имени Римского-Корсакова относится к 1902 году. Так в "Журнале распоряжений по императорским Санкт-Петербургским театрам" за 6 декабря 1902 года значится: "с разрешения Господина в должности Директора императорских театров с господином Римским-Корсаковым заключено условие на принятие сочиненной им оперы в 5 действиях "Сервилия" на поспектакльную плату в размере 10% с валового сбора при постановке на сцене императорских Санкт-Петербургских театров".

Сохранились программы музыкальных вечеров Н. А. Римского-Корсакова в Павловском вокзале (1905 г.), а также программа оперы "Псковитянка" в постановке Государственного академического театра оперы и балета 26 февраля 1921 года, где указано, что сценическое действие поставлено под наблюдением Ф. И. Шаляпина и Федор Иванович исполнил в том спектакле партию царя Ивана Грозного.

Большая часть документов архива рассказывает о сохранении наследия Римского-Корсакова и увековечении его памяти.

Просматривая "Инструкцию по наблюдению за состоянием и сохранностью памятников революции и культуры, состоящих под государственной охраной", был обнаружен Список мемориальных досок, находящихся под государственной охраной за 1928 год. В нем значится доска по Загородному проспекту 28, где с 1893 по 1908 год жил Н. А. Римский-Корсаков. Указано, что доска мраморная, в хорошем состоянии.

В 1930-е годы к имени Римского-Корсакова очень часто обращались сотрудники НИИ театра музыки и кинематографии, а также Ленинградского областного Комитета Союза работников искусств (СОРАБИС). В фондах ЦГАЛИ СПб сохранилось большое количество протоколов научных заседаний этих учреждений, на которых заслушивались личные воспоминания людей, которые знали и помнили Н. А. Римского-Корсакова и известных музыковедов на различные темы, посвященные жизни и творчеству Римского-Корсакова, о его вкладе в музыкальную науку.

За 37 лет педагогической деятельности он воспитал свыше 200 композиторов, дирижеров, музыковедов. Среди сотрудников этих учреждение было много его учеников. Вот цитаты из доклада профессора Оссовского А. В. "Творческий путь композитора": "Позвольте его назвать человеком дважды рожденным. Это термин английского писателя Джемса. Это человек, который родился в одних условиях, работая над собой, создает из себя другого человека".

"Н. А. переработал себя и выработал из дилетанта крупнейшего мирового размаха мастера".

"Чтобы стать дважды рожденным человеком, нужно было иметь сильную волю и принципиальную убедительность".

"Художник должен работать и работать. Н. А. требовал от ученика большого кругозора. Был скуп в своих оценках".

Оперное творчество композитора масштабно и разнообразно. Его произведения часто ставились в оперных театрах, очень часто произведения Римского-Корсакова звучали по радио. Народность его музыки, неистребимая вера в торжество светлых сил, справедливости и добра были широко востребованы в годы Великой Отечественной войны. В деле с Конферансами "писателей и деятелей культуры к операм Римского-Корсакова" за июнь 1941 года читаем: "В настоящее время опера "Кащей бессмертный" не идет на сцене ленинградских театров, и Радиокомитет взял на себя инициативу ознакомления слушателей с этим интереснейшим и своеобразным образцом русской оперной литературы".

Столетний юбилей со дня рождения композитора пришелся на трудный военный 1944 год. Обратимся к документам Ленинградского Комитета Радиовещания. 18 марта 1944 года по радио передавали концерт, посвященный 100-летию (трансляция из Филармонии). Сохранился текст вступительного слова Валериана Михайловича Богданова-Березовского - председателя ЛО Союза композиторов, сказанного в этот день. Вслушаемся в текст: "Сегодня наша страна отмечает 100 лет со дня рождения великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Этот знаменательный юбилей мы проводим в дни величайших битв, какие только знало человечество.

Подъем народного патриотизма, вызванный Отечественной войной и являющийся ее движущей силой, сблизил нас с нашими великими предками, с теми замечательными русскими деятелями, которые составляют славу и гордость нашей Родины".

В этот день прозвучал текст постановления Совета Народных Комиссаров СССР "Об ознаменовании столетия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова и увековечении его памяти".

В ознаменовании столетия со дня рождения великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова Совет Народных Комиссаров СССР постановил:

1. Издать полное академическое собрание сочинений Н. А. Римского-Корсакова и иллюстрированный альбом, посвященный жизни и творчеству великого композитора.

2. Воздвигнуть Н. А. Римскому-Корсакову памятник в г. Ленинграде.

3. Присвоить имя Н. А. Римского-Корсакова Ленинградской Государственной Консерватории.

4. Открыть Государственный Дом-музей имени Н. А. Римского-Корсакова в гор. Тихвине, в домике, где родился композитор.

5. Разрешить Комитету по Делам Искусств при Совнаркоме СССР учредить восемь стипендий имени Н. А. Римского-Корсакова в размере 400 рублей в месяц каждая для наиболее талантливых студентов композиторских факультетов консерваторий: Ленинградской - 3, Московской - 3, Свердловской - 1, Киевской - 1.

6. Признать государственным достоянием литературный и иконографический архивы, а также библиотеку Н. А. Римского-Корсакова, находящиеся на хранении в Ленинградском Государственном институте театра и музыки.

7. Обязать Комитет по Делам Кинематографии при Совнаркоме СССР выпустить в 1945 году научно-популярный кинофильм о жизни и творчестве Н. А. Римского-Корсакова.

8. Установить пожизненные пенсии старейшим членам семьи Н. А. Римского-Корсакова: его сыновьям - Михаилу Николаевичу и Владимиру Николаевичу Римским-Корсаковым и дочери Надежде Николаевне Штейнберг в размере 500 рублей в месяц каждая, а также внучке композитора Ирине Владимировне Головкиной в размере 300 рублей в месяц.

"Этим постановлением подчеркивается особая связь Римского-Корсакова с традициями ленинградской музыкальной культуры, вернее его значение и роль в формировании традиций", - закончил В. М. Богданов-Березовский.

В фонде института театра, музыки и кинематографии сохранился протокол заседания Музейного отдела от 28 июля 1944 года, на котором выступил внук Н. А. Римского-Корсакова Георгий Михайлович Римский-Корсаков, и его сообщение было посвящено источникам выставочного материала в открытом 23 июля 1944 года Доме-музее Н. А. Римского-Корсакова в г. Тихвине: "Основной материал - это фотоматериал из фондов института и личных.

Фотоматериалов было собрано в количестве 200 шт. Из квартиры покойного В. Ястребцева был получен нотный материал с автографами композитора.

Были доставлены кресло и часы композитора".

На том же заседании выступил Владимир Николаевич Римский-Корсаков с сообщением о перспективе работы музея. Было высказано пожелание о том, что необходимо открытие музея осветить в прессе, а институт должен взять шефство над музеем.

Осенью то же года (1 сентября 1944 года) был заслушан доклад В. Н. Римского-Корсакова по главам книги: "Воспоминание об отце", "Тихвинский дом", "Отец. Внешность. Рабочий кабинет. Рабочий день" и т.д.

Присутствовавший Оссовский А. В. (ученик Римского-Корсакова) отмечает образность и теплоту, с которыми написаны воспоминания.

Не надо думать, что прошел юбилей и на следующий год имя Римского-Корсакова упоминается реже. Нет. 19 марта 1945 года в Ленинградском выпуске "Последних известий" после вестей с Ленинградского фронта звучит информация о том, что в Центральном архиве Военно-Морского флота в фондах канцелярии Морского министерства обнаружены ранее неизвестные документы о деятельности великого русского композитора Римского-Корсакова как организатора музыкального дела на флоте.

Обнаруженные материалы рисуют композитора заботливым и чутким педагогом. Он добился увеличения заработка ученикам-музыкантам флотского экипажа, а также учреждения стипендий для двух матросов, которые стали первыми русскими капельмейстерами на флоте. Ранее эти должности замещались иностранцами.

В Постановлении было сказано о создании кинофильма о Римском-Корсакове.

Обратимся к документам киностудии "Ленфильм". Авторы либретто к/ф "Римский-Корсаков" А. Абрамова и Г. Рошаль пишут: "К написанному нами либретто "Римский-Корсаков" необходимо сделать несколько замечаний.

Нами выбран последний период жизни великого композитора. Это дает нам возможность показать Н. А. во всей силе и блеске его зрелого творчества. Кроме того, мы можем привлечь из прежнего наследства Римского-Корсакова именно те произведения, которые наиболее ярки и наиболее современны".

Далее читаем в рецензиях на к/ф "Римский-Корсаков": "Очень хорошее впечатление производят эпизоды, в которых фигурируют жена композитора и его дети. С тактом и вкусом поставлена в сценарии тема семейной дружбы и взаимного доверия, столь характерная для дома Римских-Корсаковых. Так же правдиво раскрыт облик Надежды Николаевны, как помощника и верного друга композитора". (М. Янковский, музыковед).

Идут годы, но внимание к наследию Римского-Корсакова не ослабевает. 4 сентября 1954 года появляется Приказ по Министерству культуры СССР "О создании комиссии для определения стоимости семейного архива Н. А. Римского-Корсакова":

"Для определения стоимости семейного архива Н. А. Римского-Корсакова создать комиссию в составе:

Оссовского А. В. - чл.-корреспондента АН СССР (председатель),

Алексеева М. П. - чл.-корреспондента АН СССР, зам. директора Института русской литературы АН СССР,

Алексеевой Е. Н. - директора государственного Центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки,

Ляпуновой Н. С. - кандидата искусствоведения, научного сотрудника отдела рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина,

Житомирской - кандидата исторических наук, зав. отделом рукописей Государственной библиотеки Союза ССР им. В. И. Ленина".

В документах фонда ЛО СК сохранился протокол заседания правления ЛО СК от 12 января 1968 года под председательством А. Чернова. Среди присутствовавших Мартынов, Пригожий, Тер-Мартиросян, Евлахов, Баснер, Чистяков, Краснов и приглашенный директор музея Н. А. Петров.

СЛУШАЛИ:

Информацию о Доме-музее Н. А. Римского-Корсакова.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Обратиться с письмом в МК РСФСР о переподчинении Дома-музея Министерству или Управлению культуры Леноблисполкома.

2. Обратиться с письмом в Управление культуры Леноблисполкома с просьбой о скорейшем освобождении Дома-музея от детской Музыкальной школы.

3. Поддержать предложение Дома-музея о проведении юбилея Римского-Корсакова (125 лет со дня рождения), о проведении конкурса памяти Римского-Корсакова в Ленинграде.

4. Весной организовать в ЛО СК РСФСР выставку, посвященную музею.

5. Поручить музыковедческой секции выделить товарищей для установления контакта с консерваторией и составления плана рабочей единой шефской комиссии, а также для контроля над выполнением принятых решений по работе Дома-музея Римского-Корсакова.

В документах фонда С. Вяземского находим информацию о том, что Римский-Корсаков получил однажды высшую оценку - 12 баллов за школьное сочинение на тему "Восход солнца".

В детских письмах просил: "Напишите, пожалуйста, велика ли у нас трава, распускается ли черёмуха, береза, осина, рябина, дуб, бузина, клен, липа, акация, смородина".

Спустя целую жизнь, в письме, написанном за 18 дней до смерти, он с той же силой мечтает о зазеленевших за городом лесах: "А я пока, кроме берез во дворе, зелени не видел".

В Тихвине любительской киностудией "Лантан" в 1973 году был снят фильм "Великий сказочник". Русская народная сказка - одна из основных и ведущих тем оперного творчества композитора. Здесь же, на тихвинской земле, зарождалась та великая любовь к русской природе, которая впоследствии питала творчество композитора.

В переписке главного Управления культуры Ленгорсовета сохранилось немало писем в МК РСФСР о расширении штата Театрального музея в связи с открытием филиала - музея-квартиры Римского-Корсакова, разрешительных писем на постановку балетных спектаклей на музыку Римского-Корсакова силами народного театра балета при ДК им. Горького и.т.п.

Документы о сохранении наследия Н. А. Римского-Корсакова мы можем найти в фондах театра оперы и балета им. Кирова (Мариинском), театра оперы и балета им. Мусоргского (Малом оперном), в фондах Консерватории, Капеллы, Филармонии, РНБ и других учреждениях культуры, представленных в ЦГАЛИ СПб.

Л. Георгиевская, директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга

Источник: Память о великом земляке. Выпуск III. Н. А. Римский-Корсаков – музыкальная гордость России. / Материалы научной конференции. Март 2005. – Тихвин, 2005

05.01.2013