Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)

Летом Воин Андреевич брал Нику с собой в плавание, чтобы приучать к морскому делу. Он был старше брата на двадцать два года и испытывал к нему скорее отцовские, чем братские чувства. В 1857 году Воин Андреевич получил назначение преподавателем Морского корпуса, а через несколько лет стал его директором. Деятельный, энергичный, мечтавший о серьезном воспитании нового поколения моряков, он многое сделал для улучшения преподавания морского дела. В продолжение десяти лет он плавал начальником морского отряда училища на фрегате «Громобой», заботился о расширении общего кругозора будущих моряков, ввел чтение лекций по истории русского флота.

Сурово, без послаблений учил он своих воспитанников, и его брат не получал никаких преимуществ перед другими. Скорее наоборот: его чаще вызывали и придирчивее спрашивали, заставляли разбирать путаницу снастей, работать на палубе и в мастерских. Однажды такое поручение чуть не закончилось трагически. Рассказывая о нем родителям, маленький моряк писал из госпиталя: «Я стоял на вантах бизань-мачты в то время, как их стали стягивать, но так как тали были худы, то они лопнули. Я не держался, а лежал животом на вантах, ванты тряхнуло, и я полетел назад кувырком... и свалился в воду. Я ушел туда глубоко, сапоги налились водой и казались гирями, повешенными на ноги, так что я поднялся на аршин от поверхности, а дальше не мог... В это время подоспел катер, и меня поймали крючьями... Свалиться из-под марса — ведь это выше, чем с седьмого этажа».

Кадет Корсаков учился хорошо. В течение шести лет обучения в корпусе он неизменно числился среди первого десятка. Свободное от занятий время он все более и более заполнял музыкой: учился играть на рояле, посещал концерты и оперные спектакли. Разучивание фортепианных пьес ему не особенно нравилось: они казались «такими сухими и скучными». Другое дело — чтение с листа. Он проигрывал клавиры целых опер. «Играя, — говорил он, — воображаешь, что сидишь в театре, слушаешь или даже сам играешь или поешь, воображаешь декорации, одним словом — это ужасно весело».

В 1858 году Римский-Корсаков несколько раз слушал оперу «Иван Сусанин». Она произвела на него потрясающее впечатление. В день, когда должен был вторично пойти на спектакль, он писал родным: «Я сегодня совершенно счастлив». Вскоре он познакомился и со второй оперой Глинки — «Русланом и Людмилой», проиграв ее по клавиру, и считал ее лучшей оперой в мире. Преклонение перед творчеством великого русского композитора Римский-Корсаков пронес через всю жизнь.

В 1859 году начались занятия Римского-Корсакова с Ф. А. Канилле, первым «настоящим музыкантом» среди всех его учителей. Талантливый педагог быстро завоевал доверие ученика, и тот показал ему свои музыкальные сочинения: небольшие пьесы, которые, кроме матери, никому раньше не показывал. Пьесы понравились Канилле. Обрадованный юный композитор со стремительной быстротой сочинял новые и новые. Канилле давал свои задания, связывая их с элементами музыкальной теории и формы. В короткий срок были написаны вариации, марш, ноктюрн, рондо, анданте, скерцо и даже соната (вероятно, только I часть).

« к оглавлению | дальше »