Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)

Он любил вахты, когда ночью или ранним утром один находился на палубе.

«Свежие и бурные ветра сопровождали нас на пути к берегам Европы, хотя Атлантический океан на этот раз был все-таки менее угрюм по причине весеннего времени. Начиная с поворота на юг (невдалеке от Азорских островов), погода начала улучшаться, небо становилось все более и более голубым, все сильнее и сильнее веяло теплом, и наконец мы вступили в полосу северо-восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный теплый ветер, легко взволнованное море, темно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялись во все время перехода по благодатной полосе пассата. Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось... Вскоре все звезды обоих полушарий стали видны. Большая Медведица стояла низко над горизонтом, а Южный Крест подымался все выше и выше. Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесны тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на океане чудеснее всего на свете».

В описаниях Римского-Корсакова точность наблюдения соединяется с глубоким поэтическим чувством природы. Но еще ярче н полнее композитор выразил впоследствии свои впечатления в музыке, когда изображал «море-океан» и широко раскинувшийся над ним звездный полог.

Римский-Корсаков был склонен считать время кругосветного плавания потерянным, остановившим его развитие как музыканта. На самом деле это не совсем так. Непосредственно музыкальная работа, действительно, прекратилась, но плавание обогатило его новыми, яркими, запомнившимися на всю жизнь впечатлениями, расширило его кругозор. В плаванип формировался его характер, юноша возмужал и свои мысли о музыке высказывал более решительно.

Он писал матери: «Зачем иметь узкие понятия о пользе? Разве только тот полезен, кто находится на службе и получает жалованье и чины? Разве музыка пустое занятие вроде скоморошества и показывания фокусов? Отвечаю — решительно нет! Нравственная польза от музыки неоспорима... Русские музыканты не идут, а летят вперед. Я бы должен поддержать это развитие музыки в России, и из меня вышло бы много».

60-е годы XIX века — время сложное и противоречивое. Оно началось бурным общественным подъемом. Половинчатая реформа 1861 года, провозгласившая «волю», обманула надежды крестьян. Народ волновался. Вспыхивали восстания. В Петербурге и Москве молодежь была возбуждена. Ждали революции. Настроения того времени полнее всего выразил Н. Г. Чернышевский в романе «Что делать?», возвестив близость решительных общественных перемен. Утверждая, что «будущее светло и прекрасно», он завершил книгу оптимистическими словами: «Надеюсь дождаться этого довольно скоро».

« к оглавлению | дальше »