Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)
Композитора привлекала и возможность изобразить любимую им стихию — море, и сказочные, фантастические эпизоды былины, да и сам герой былины — Садко, мужественный народный певец, мореход и гусляр, покоряющий силой своего искусства подводное царство. Тема моря проходит через все произведение. Суровый повторяющийся мотив звучит как неторопливое движение большой волны. Он очень краток — всего из трех звуков. Средствами оркестра Римский-Корсаков придает музыке то тревожное, таинственное, то могучее, то светложурчащее звучание. Но в основе ее — все тот же мотив. Изменяется море, темнеет, становится сумрачным, вот-вот закипит буря; опять утих ветер, и ласково катит безбрежный океан свои могучие волны.
И слушатели и музыканты с первого же исполнения почувствовали необычайную образность и красочность музыки. Звучание оркестра создавало впечатление брызг воды, журчания и рокота волн. Погружение Садко на дно композитор передал цепью стремительно проносящихся сверху вниз аккордов. Верхние их голоса движутся в равномерном последовании с чередованием тонов и полутонов. Этот выразительный прием получил название гаммы Римского-Корсакова. Необычайность ее усиливает впечатление фантастичности, сказочности происходящего.
Плясовая Садко с ее «истинно русским пошибом», по выражению Серова, задорным синкопированным ритмом, в которой как бы слышатся переборы гуслей, — центральный эпизод картины. Бойкий, дробный плясовой мотив сменяется более плавным, напевным: Садко поет Морскому царю величальную песню. Все усиливается, доходит до вихря пляска, все нарастает звучность оркестра... Вдруг Садко обрывает струны гуслей. Они звенят в последний раз... Тишина. И снова море неумолчно катит волны. В таинственной глубине его слышны еще отзвуки бури, но волны уже мягко плещут. «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн, это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя было бы выразить ничего подобного..., — писал Серов. — Что тут в звуках оркестра бездна не только общеславянского, но истинно-русского, что музыкальная «палитра» автора искрится своеобразным, самобытным богатством, — это несомненно».
« к оглавлению | дальше »