Очерк жизни и творчества. Глава 4. «Садко» (продолжение)

Опера разделена на семь картин эпического, повествовательного характера. В каждой из них в центре — Садко, в каждой раскрывается его отношение к окружающему миру — к силам природы, к новгородским купцам, к жене.

Столкновение Садко с купцами происходит уже в 1-й картине — на пиру без «старших князей», без «больших бояр», без «грозных воевод». В хоре купцов чувствуется не только буйная сила, но и грузность косных, самодовольных богачей. В противовес им, от «братии молодшей», бедного, безродного люда, который живет скудно, выступает молодой гусляр Садко. Он упрекает купцов за то, что они «сиднем сидят да бражничают». Была бы у него «золота казна», снарядил бы он «тридцать и один корабль» и прошел бы «по рекам великим ко синему морю далекому».

Былинный склад речитатива и арии Садко сообщает его первому высказыванию величие и значительность. Садко и похож на тех гусляров древности, которые не боялись петь правду князьям, укорять их. Прогнанный с пира купцами, гусляр уходит на Ильмень-озеро: отныне он будет складывать свои песни природе. И природа отзывается на его песню: к берегу подплывают белые лебедушки и превращаются в красных девушек. Однако, если Садко воздействует на мир природы, то и сам испытывает ее влияние. Прекрасная Волхова пробуждает в нем поэтическое чувство. В дуэте Садко и Волховы у Ильмень-озера голоса их сливаются в одной мелодии.

Летом 1895/96 года, сочиняя «Садко», композитор жил в Вечаше, недалеко от Луги. Чудесное большое озеро Песно и огромный старинный сад с вековыми липами и вязами, постоянное общение с природой настраивали композитора на творческий лад. Часто он уходил работать на длинные мостки, проложенные с берега до купальни. Мостки шли среди тростников; с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой — простиралось озеро. Он не раз любовался его красотой ночью, когда в озере отражались луна и звезды. Перенося свои впечатления в музыку, он передавал краски, зрительные пластические образы чаровавшей его природы. И мы действительно не только слышим, мы словно видим ночное, таинственное озеро Ильмень, видим, как плывут лебедушки. В поэтическое изображение вплетаются звуки, подслушанные у природы, — клекот лебедей в звучании оркестра — соединение тремоло струнных и трелей дере­вянных духовых создают впечатление плавного скольжения по воде. Прекрасная мелодия, которую исполняют английский рожок с альтами, дополняет образ.

Самый яркий сказочный образ оперы — царевна Волхова. Он раскрыт композитором в развитии: от холодных, завораживающих инструментальных звучаний до сердечных, теплых, песенных. В первой мелодии Волховы как будто слышится плеск волны, она звучит еще без слов: царевна — олицетворение оживающей природы. Песня вызвала царевну к жизни, и первая ее «человеческая», глубоко лирическая мелодия — обращение к Садко: «Долетела песня твоя до глубокого дна Ильмень-озера». Волхова открывает Садко «диво дивное» — природное богатство Ильмень-озера — «рыбу золото перо» и советует, как ее поймать.

В 3-й картине Садко встречается со своей женой, не понимающей его стремлений, старающейся удержать от борьбы с купцами и все же горячо и искренне его любящей. Музыка очерчивает ее характер интонациями протяжных крестьянских песен, подчеркивающих жизненность ее образа.

« к оглавлению | дальше »