Очерк жизни и творчества. Глава 5. Новые поиски

В 1893 году по поводу постановки оперы «Хованщина» в «Театральной газете» была напечатана статья Г. Лароша - известного критика, противника Могучей кучки. Говоря о «нынешней прелестной инструментовке «Хованщины», щеголеватой и скромной», критик обрушивался на композитора, сделавшего ее. «Римский-Корсаков, писал он, одержим манией совершенствования и, наверно, в 1898 уже не будет доволен тем, как он потрудился для своего покойного друга в 1882 году».

Критик иронизировал, а на самом деле хвалил композитора. В Римском-Корсакове жила неуспокоенность. Это толкало композитора на непрерывные поиски нового. Иногда это новое вырастало из старого, являясь его гармоническим продолжением, иногда же приводило к решительному перелому.

Критики называли «Садко» первоклассным произведением, писали, что русская музыка не имела такого высокого образца художественного воплощения народного стиля, а творец «Садко» уже стремился к «новым берегам», его занимали уже иные замыслы. Что же привлекало теперь его внимание? Душевный мир человека, его мысли, чувства, переживания, лирика. Интерес Римского-Корсакова к психологии человека не случаен. Он связан с аналогичными процессами, происходившими в других сферах русскою искусства, получившими отражение в портретах Репина и Серова, прозе Чехова. В музыкальном искусстве глубоким психологом показал себя Чайковский. Именно в это время его произведения начинают привлекать к себе все более и более пристальное внимание Римского-Корсакова.

Путь к лирике в музыке всегда шел через широкую напевность, мелодичность. Римский-Корсаков писал: «Мелкая мелодичность, отрывочность, гармоническое сочинение музыки и требование диссонансов — вещи сами по себе нежелательные, и публика, требующая мелодии и более простой гармонии, права... чистая мелодия, шедшая от Моцарта, через Шопена и Глинку, жива поныне и должна жить, без нее судьба музыки - декадентство».

Новая лирическая струя в творчестве Римского-Корсакова прежде всего проявилась в ряде его романсов на тексты Пушкина, А. К. Толстого, Майкова, написанные в конце 90-х годов. Композитор писал романсы на протяжении всей жизни. Большинство из них раскрывает мир чувств человека, связанного с природой, любующегося ею. Задушевность, лиричность музыки соединяются в них с изображением природы. В ранних романсах («На холмах Грузии», «Пленившись розой, соловей» и др.) композитора в большой степени привлекает описание природы. Они выделяются развитым и изысканным аккомпанементом.

Романсы 90-х годов («На нивы желтые нисходит тишина», «Ненастный день потух», «Редеет облаков летучая гряда») написаны по-другому. В них мелодия гибче, аккомпанемент выполняет подчиненную роль. Римский-Корсаков сам отметил эту разницу: «Мелодия романсов, следуя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною, т. е. становилась таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии, между тем как прежде, за малыми исключениями, мелодии создавалась как бы инструментально, т. е. помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием...

« к оглавлению | дальше »