Очерк жизни и творчества. Глава 5. Новые поиски (продолжение)
Композитор ввел в оперу отсутствовавший в драме эпизод встречи Марфы с царем Иваном. Царь молча проезжает мимо красавицы, торопясь к князю Гвоздеву-Ростовскому. Суровая, «грозная», но вместе и торжественная музыка подчеркивает значительность происходящего и приобретает зловещее звучание, когда царь на мгновение останавливается и молча смотрит на испуганную девушку. Сам Грозный в дальнейшем в действии не участвует, но словно незримо присутствует все время, его воля направляет и определяет судьбу героев. Как властный государь, он характеризуется единственной в опере подлинной народной песнью («Слава»). Композитор присоединяет к ней тему Грозного из «Псковитянки». Соединение обеих тем создает образ величавый и зловещий: царская воля разрушает счастье Марфы. Не случайно, обе темы царя звучат на фоне торжественных и зловещих гармоний в сцене чтения указа, когда рушится надежда Марфы на счастье.
Приближенные царя - опричники и царский лекарь Бомелий — обрисованы мрачными красками. Извилистая, ползучая тема Бомелия метко характеризует этого интригана. Ее второе значение как темы яда, особенно заметно, когда Грязной подсыпает зелье в чарку Марфы. Мрачная, мало подвижная тема сопутствует Малюте Скуратову — любимому опричнику царя. Однако в сценах на пирушке у Грязного и в хорах II действия раскрываются и другие черты опричнины — разгул, бесшабашность, «удаль молодецкая».
Друг Скуратова, опричник боярин Грязной, тесно связан со своей средой. Жестокий, бесшабашно-разгульный, избалованный почетом и безнаказанностью, он и любит эгоистично, думая только о себе, и губит Марфу и Любашу. Противоречивость его характера раскрывается в музыке с самого начала. Сумрачный и беспокойный лейтмотив, угрюмо звучащим в низком регистре, сменяется широкой песенной мелодией его арии: «Куда ты, удаль прежняя, девалась..,» В душе Грязного не только бесшабашность и необузданность, в ней сила и искренность чувства. Поняв, что он погубил Марфу, которую действительно любил, Грязной бесстрашно идет на смерть.
По характеру Любаша сходна с Грязным. Оба горячо чувствуют, полны жизни, энергии, но, добиваясь своего счастья, не задумываются над судьбами других людей. Любаша любит Грязного беззаветно, самоотверженно; даже узнав об его измене, продолжает любить, а всю злобу переносит на «разлучницу» Марфу. Ее любовь и страдания - типичная судьба многих женщин того времени. Любаша — жертва бесправия, угнетения. Безысходной грустью звучит ее песня «Снаряжай скорее, матушка родимая» — песня о смерти девушки, которую принуждают к браку с нелюбимым. Она написана композитором в характере народных протяжных мелодий и исполняется без сопровождения. Короткий оркестровый отыгрыш звучит лишь между строфами песни.
Своей трагичностью песня Любаши противостоит разгульной сцене пирушки. Она как бы повисает в воздухе, не находя поддержки у гостей Грязного.
«Царскую невесту» Асафьев назвал музыкой открытого сердца. Это меткое определение в первую очередь относится к характеристике Любаши. Открытость чувств слышна в ее страстной мелодии I действия «Ведь я одна тебя люблю», рисующем глубину отчаянии Любаши. Та же непосредственность в трогательной арии II действия «Господь тебя осудит, осудит за меня». В ней и гордость, и большое чувство. Чудесен ее задумчивым конец.
« к оглавлению | дальше »