Очерк жизни и творчества. Глава 5. Новые поиски (продолжение)
В изображении полета шмеля музыка совсем другого характера - оживленная и одновременно несколько фантастическая и шутливая, своего рода блестящее скерцо, мотив которого, напоминающий жужжание, опять один из мотивов, «подслушанных у природы». Римский-Корсаков записывал жужжание пчел, жуков, шмелей, мошкары. Сохранилась любопытная его заметка: «Записи голосов природы: мошкара жужжит на фа-диезе, пчела -на си, жуки — на ре, шмели-на до или до-диезе».
Самый яркий образ оперы - Царевна Лебедь. Поэтично ее появление перед Милитрисой и Гвидоном. Музыка передает плавное скольжение прекрасной птицы по волнам и переливы птичьих трелей. Голос ее звучит, как какой-то неведомый чудесный инструмент.
Римский-Корсаков был очень доволен характеристикой Лебеди. Он писал: «Иногда, как вчера вечером, когда я просматривал корректуру печатающейся теперь оркестровой партитуры «Салтана» и дошел до арии Лебеди, вдруг начинается прилив гордости, самодовольства и восхищения собственным творчеством. Думаешь: и какой я был тогда умный, и поэтичный, и красивый (разумеется, в смысле музыки)!» Царевна-Лебедь относится к образам одухотворенной природы, так же как Снегурочка и Волхова. Однако образ Лебеди имеет и другой смысл, который раскрывается только в последней картине оперы, полной поэзии и красоты.
Антракт перед последней картиной оперы — «Три чуда» - одна из самых популярных симфонических картин Римского-Корсакова. В красочном звучании оркестра рисует композитор чудеса города Леденца: вначале — сам город с хрустальным перезвоном его колоколов, затем белку, которая грызет золотые орешки. Затейливые вариации песни «Во саду ли, в огороде» напоминают пестрый узор, инструменты оркестра так подобраны, что создается впечатление блеска золота. В бодром, энергичном марше на фоне гула морской волны выступают тридцать три богатыря с дядькой Черномором. Последняя часть рисует образ Лебеди. Композитор словно показывает все превращения Лебеди из сказочной вещей птицы в девушку-красавицу. Музыка переходит от фантастических птичих зовов к песенной мелодии, задушевной и человечной. Заключение антракта с праздничным звучанием труб как бы говорит о радостном конце и подготавливает заключительную, 6-ю картину, в которой, как в доброй сказке, все встречаются и примиряются.
«Сказка о царе Салтане» — жизнерадостная, светлая опера. Никто в ней не гибнет и не страдает. Злая сила, олицетворенная в образе Бабарихи, бессильна; хотя она и строит спои козни, но Лебедь мудрее ее.
« к оглавлению | дальше »