Очерк жизни и творчества. Глава 6. В преддверии революции (продолжение)
Музыкальная характеристика орды основана на старинных исторических песнях про татарский полон. Одну из них, «Как за речкою да за Дарьею», композитор использует чаще других. Незначительным изменением он придал ее мелодии восточный склад. Эта мелодия сопровождается неустойчивыми, напряженными, резкими гармониями и вместе с мрачным звучанием оркестра создает впечатление разбушевавшейся грозной стихии, свирепой силы. Но не удается врагу сломить народ. В городе не находится предателя, который повел бы татар по непроходимому лесу к стольному Большому Китежу. Страшные пытки горожане сносят молча «даже и до смерти»... Но Гришка Кутерьма стал предателем. Его моральное падение влечет за собой дальнейшее преступление: спасая себя от мести в случае встречи со своими, Гришка клевещет на Февронию, распускает слух об ее измене...
Федор Поярок, слуга и друг княжича, приносит в Большой Китеж страшную весть о набеге орды. Скорбная ария китежского князя Юрия «О слава, богатство суетное! О наше житье маловременное!» пронизано болью за родной край. Она родственна размышлениям Шакловитого в «Хованщине», думам Ивана Сусанина. Князь Юрий создал стольный Китеж, а теперь с ужасом предвидит его уничтожение. Горячий призыв княжича выйти «ворогу во сретенье» поддерживает молодежь. С глубокой грустью отпускает князь Юрий сына с дружиной. Песня, которую княжич запевает, когда во главе дружины уходит на бой с врагом, напоминает песню вольницы из «Псковитянки». И, пожалуй, это не случайно: воины Китежа так же борются за свободу, вольность, как и посадские Пскова.
В сцене разгрома Малого Китежа — первой встрече с татарской ордой —- композитор передает ужас народа перед «незнаемым врагом». В симфонической картине «Сеча при Керженце» настроение другое. В ней - борьба, столкновение.Зловещая тема набега татар, звучанием которой начинается этот фрагмент, сменяется стремительным движением, образно передающим топот вражеских полчищ.
Одновременное звучание двух тем — светлой русской и мрачной татарской создает почти зрительное впечатление схватки двух войск, ожесточенной битвы. Резкий удар оркестра обрывает развитие музыки- убит княжич, полегла дружина. Лишь слышен топот удаляющихся татарских всадников, да печально, как рассказ о народном горе, звучит мелодии песни «Про татарский полон».
« к оглавлению | дальше »