Очерк жизни и творчества. Глава 6. В преддверии революции (окончание)
Мало знакомым с жизнью композитора такой строгий распорядок мог казаться слишком педантичным. Сочинение музыки, говорили они, требует вдохновения, а его не закажешь на определенные часы от 7 до 12 утра. Но и Чайковский говорил о каждодневном труде музыканта, который обязан заниматься своим искусством «так же, как сапожник тачает сапоги». Если бы Римский-Корсаков не работал так систематически, он никогда не создал бы так много музыки. На самом деле, особенно в период увлеченности работой, творческая мысль композитора почти не выключалась. Мысли часто овладевали им даже во время разговора. Перерыва в творчестве Римский-Корсаков не любил. Летом, освобождаясь от педагогической работы, репетиций, концертов, он еще больше времени отдавал творчеству. Особенно любил сочинять в деревенской глуши, в аллеях парка.
Он любил также длительные прогулки, во время которых обдумывал новые замыслы, обсуждал их с близкими людьми.Высокий, худой, подвижный, с горящими глазами, он саженными шагами ходил по лесу прямиком через валежник, зорко вслушиваясь в звуки природы, и не замечал, что собеседник едва за ним поспевал.
Зато отдыхая, Римский-Корсаков бывал неистощим на всевозможные шутки и выдумки. В семье часто ставили домашние спектакли, Николай Андреевич придумывал к ним стихи, разучивал наравне с детьми роли, рисовал забавные афиши; охотно возился с малышами, играл им небольшие пьески, танцы. Как удивились однажды гости, когда, оставив всех, он стал играть своему трехлетнему внуку, который захотел «попрыгать».
Сердечность отличала его отношение к ученикам. Объяснения всегда точные, ясные, свидетельствовали об огромных знаниях композитора, его умении сделать понятным самое сложное музыкальное явление. При исключительной занятости он успевал изучить каждого ученика, узнать его нужды, определить способности; у него хватало терпения возиться с каждым, иногда по нескольку раз объясняя одно и то же. В основе всего этого лежало глубокое чувство ответственности за судьбу учеников, любовь к ним. Его радовала хорошая работа ученика и поэтому он так сурово встречал провинившегося - пусть даже не в его классе.
Когда в 1883 году Римского-Корсакова пригласили в капеллу, преподавание в теоретических классах было поставлено очень плохо. Ни обучение мальчиков-певчих, ни их воспитание никого не беспокоили. Безграмотных маленьких певчих, забитых и невоспитанных, ждала печальная участь. Когда они взрослели и теряли голос, их увольняли, так и не приученных к труду.
В новом преподавателе дети почувствовали друга. Не жалея времени, он занимался с ними и теорией, и учил играть на рояле, и петь сольфеджио, организовал оркестр, которого и капелле никогда до того не было. Его высокая фигура в нескладном костюме, казалось, сразу возникала в нескольких местах. Он работал не по-чиновничьи, а как зитузиаст, увлеченный своим трудом. «Благодаря увлечению дело становилось живым и как все живое, росло с каждым днем. Такое положение создало около главного руководителя ряд второстепенных - мелких или более заметных сотрудников. Последние появились как-то сами собой в виде помощников библиотекаря, переписчиков нот, лиц для разнообразных поручений или только для побегушек. Большая часть перечисленных ролей исполнялась воспитанниками... Всякая работа встречала со стороны Николая Андреевича справедливую, беспристрастную оценку: не было любимцев и нелюбимых, покровительствуемых и преследуемых... Чтобы получить точное понятие об оригинальной простоте его обращения достаточно было хоть раз видеть Николая Андреевича во главе шумной массы ребят разного возраст в оркестровом лассе»,- вспоминал один из воспитанников капеллы, В. А. Соколов.
Он любил молодежь. В его операх почти все герои юны. И молодежь отвечала ему глубокой любовью. Она видела в нем гениального представителя Могучей кучки. В студенческих кружках, ставивших своей задачей «пропагандировать демократическое искусство, которое должно стать рано или поздно достоянием широких масс», его сочинения горячо обсуждались, разучивались, исполнялись.
Близость к передовой молодежи, ее энтузиазм в свою очередь влияли на композитора, поддерживая прогрессивность его взглядов. Это ярко выразилось и событиях 1905 года.
« к оглавлению | дальше »