Очерк жизни и творчества. Глава 7. Последняя опера (продолжение)

Но обмануть царскую цензуру не удалось. Уже принятая к исполнению дирекцией императорских театров, опера была задержана цензурой. Композитору предложили снять введение и заключение, изменить многие стихи в тексте оперы. В своем рвении цензор вымарал даже строчки, принадлежавшие Пушкину. Борьба с цензурой длилась до последнего дня жизни Римского-Корсакова. Несомненно, что связанное с этим волнение, встречи с тупыми и наглыми чиновниками отразились на его здоровье. Напряженная многолетняя творческая работа, активная общественная деятельность и события 1905 года постепенно вызвали заболевание сердца.

После запрещения «Золотого петушка» болезнь резко усилилась. Тяжелые приступы удушья следовали один за другим. Врачи настаивали на полном покое. Для Римского-Корсакова, привыкшего к активной деятельности, это предписание оказалось особенно трудным. Всякий раз, почувствовав улучшение, он принимался править корректуру «Золотого петушка» для издания, обдумывал новые творческие замыслы: сюиту из «Золотого петушка», сюжет следующей оперы.

Между тем в ноябре 1907 года его избрали членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств. Весной 1908 года, когда композитор был уже тяжело болен, в Париже с блестящим успехом прошла премьера «Снегурочки» и исполнялся «Ворне Годунов» в корсаковской редакции под управлением Ф. Блуменфельда с Шаляпиным в заглавной роли. Из Парижа приходили радостные, приветственные телеграммы. Это был триумф великого композитора, триумф русского музыкального искусства.

В мае 1908 года родные увезли композитора в Любенск - усадьбу Римского-Корсакова(близ г. Луги). Весенняя природа подействовала на больного благотворно. «Я снова поправился, - писал он Кругликову, - не только выхожу на балкон, но и в сад... Послезавтра Надина свадьба, запросто, по-деревенски. Время хорошее: сирень, акации, яблони в цвету...» Был конец весны. С балкона он любовался яблонями, залитыми бело-розовым цветом, лиловыми кустами сирени, немного гулял в саду. В обычном своем люстриновом пиджаке и синей кепке он размеренным, неторопливым шагом обходил любимые места.Мысли о работе не покидали его и здесь: он продолжал писать свой труд «Основы оркестровки», думал о создании новой «специально вокальной оперы, хотя бы при этом и с роскошным оркестровым сопровождением». Свадьба дочери Надежды была последним радостным событием в его жизни.

« к оглавлению | дальше »