Очерк жизни и творчества. Глава 7. Последняя опера (окончание)
Особенно значительна музыка Римского-Корсакова, связанная с восточной тематикой. Он умел так обобщать народную интонацию, что она звучала типически, и вытекающая отсюда характерность, живописность музыки сыграли огромную роль в развитии национальных музыкальных культур нашей страны и повлияли на претворение образов Востока в мировом музыкальном искусстве. За годы деятельности великого композитора сложилась музыкальная школа Римского-Корсакова. Влияние Корсакова, внутреннее богатство и многогранность его музыки оказались плодотворными и для самых различных композиторов, в первую очередь для его учеников: Глазунова, Лядова, Аренского, Асафьева, Гнесниа, Мясковского, Золотарева, Прокофьева, Стравинского и др.
Кажется, что отточенные изящные миниатюры Лядова далеки от поражающих своей остротой и богатством мысли произведений Прокофьева, а размах симфонии Глазунова далек от изысканности камерных сочинений Гнесина. Однако у всех их находим приемы, идущие от Римского-Корсакова, их великого учителя. Находим их и в раннем творчестве Стравинского, балет которого «Жар-птица» по теме и стилю близок школе Римского-Корсакова. И в творчестве композиторов, не обучившихся непосредственно у Римского-Корсакова, находим отголоски его музыки: в некоторых произведениях Скрябина и Рахманинова, в гармониях Дебюсси (например, аккорд из всех шести звуков целотонной гаммы, впервые прозвучавший в «Снегурочке»), в живописном праздничном звучании оркестра французских композиторов Дебюсси, Равеля, Дюка.
Корсаковская школа, преемственность традиций, идущих от Римского-Корсакова, чувствуются в музыке многих советских композиторов: Глиэра, Василенко, Шапорина, Хачатуряна, Шостаковича.
Живописность II поэтичность музыки Римского-Корсакова часто привлекали к себе внимание художников. М. Врубель, художник, создавший картины одухотворенной природы по мотивам творчества Римского-Корсакова («Царевна-Лебедь», «Волхова»), говорил, что нашел свои краски в его гармониях. Для постановок опер любимого композитора он написал декорации к «Царской невесте» и «Царю Салтану».
В. Васнецова пленила сказочность опер Корсакова, и, вдохновленный его весенней оперой, он написал свою «Снегурочку». Он же написал декорации и разработал костюмы для постановки «Снегурочки», которые привели в восторг В. Сурикова. Декорации к операм Римского-Корсакова писали и К. Коровин, и Л. Головин, и И. Билибин и многие другие художники.
Творчество Римского-Корсакова — блестящая страница в истории мировой музыкальной культуры. Нет такого оперного театра, симфонического оркестра, в репертуар которых не входили бы его произведения. Они исполняются у нас и за рубежом с постоянным успехом, и всюду миллионы благодарных слушателей испытывают радость от приобщения к подлинно великому искусству.