Опера "Кащей бессмертный"

КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ — осенняя сказочка Н. Римского-Корсакова в 1 д. (3 к.), либретто композитора при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. Петровского. Премьера: Москва, Товарищество русской частной оперы, 12 декабря 1902 г., под управлением М. Ипполитова-Иванова (Н. Забела — Царевна, М. Бочаров — Иван-царевич, В. Петрова-Званцева — Кащеевна).

Опера создавалась в годы подъема революционного движения в России и отразила оппозиционные настроения композитора. «Кащей Бессмертный» — произведение новаторское, дерзостно смелое и в то же время развивающее классическую традицию. Своеобразный и сложный гармонический язык обусловлен художественным замыслом. В ранних операх Римского-Корсакова злая сила являлась лишь островком в море добра — в «Кащее» стихия зла стала главенствующей. Это повлекло за собой качественное изменение выразительных средств. Музыка с огромной силой передает атмосферу мертвого, бездушного царства.

Кащей околдовал, поработил волю своих рабов, закрыл им выход в жизнь. Тоскует и плачет в плену Царевна, разлученная с любимым. Музыка передает холодную жестокость насильника, страдание человека, мечтающего о свободе. На помощь Царевне спешит Иван-царевич, но на его пути вырастает прекрасная и злая дочь Кащея, одурманивающая витязя. В образе Кащеевны показано, что красота, чуждая добра, лишенная высокого этического идеала, вырождается в уродство. Кащей лишил дочь способности любить, страдать, радоваться: он будет жив, пока Кащеевна не испытает чувства жалости, ибо его смерть заключена в слезке дочери. Но встреча с Иваном-царевичем пробуждает в ней то, что пытался уничтожить отец. Она испытывает волнение, впервые полюбив и почувствовав жалость. Кащей умирает, а Кащеевна превращается в иву. Кончается власть зла. Буря-богатырь — олицетворение скованной до времени силы народа — распахивает ворота Кащеева царства навстречу свободе. Преображается природа: приходит весна, солнце озаряет прекрасный мир.

В 1905 г., когда Римский-Корсаков покинул Петербургскую консерваторию в знак солидарности с протестующим студенчеством, исполнение оперы 27 марта в помещении театра В. Комиссаржевской учащимися консерватории под управлением А. Глазунова явилось выдающимся художественным и общественным событием. На императорской сцене «Кащей» не шел из-за его содержания, неприемлемого для властей. В 1908 г. его поставили в Опере Зимина под управлением Э. Купера, и только в канун Февральской революции 1917 г. он был допущен на сцену Большого театра (премьера — 25 января). Спектакль в режиссуре В. Лосского благодаря участию в нем выдающихся исполнителей стал значительным художественным явлением. Партию Царевны исполняла А. Нежданова, Кащеевны — Н. Обухова, Ивана-царевича — С. Мигай, дирижировал Э. Купер. После Октябрьской революции опера прозвучала в полную силу. В 1919 г. она была поставлена в Мариинском театре. Образ Кащея, созданный в этом спектакле И. Ершовым, остался непревзойденным. Из последующих постановок следует отметить осуществленные Театром им. Немировича-Данченко (1944) и Малым оперным театром в Ленинграде (1950).

Абрам Гозенпуд

Примечание:

В 1990-е годы «Кащей» был поставлен в петербургском Мариинском театре под управлением В. Гергиева, на основе этого спектакля на фирме «Филипс» была осуществлена студийная запись. В год столетия первой постановки (2002) новую работу осуществил московский театр «Геликон-опера» (режиссер Д. Бертман, дирижер – В. Понькин). В год столетия со дня смерти композитора (2008) опера была поставлена в Большом театре оперы и балета Белоруссии в Минске (режиссер – Г. Галковская, дирижер – И. Костяхин).

Дискография:

Аудиозаписи

1948 г. Кащей – П. Понтрягин, Царевна – В. Градова, Иван Королевич – П. Лисициан, Кащеевна – А. Клещова, Буря-богатырь – К. Поляев, хор и оркестр Московского радио, дирижёр – С. Самосуд.

1991 г. Кащей – А. Архипов, Царевна – И. Журина, Иван Королевич – В. Верестников, Кащеевна – Н. Терентьева, Буря-богатырь – В. Маторин, Хоровая капелла им. А. А. Юрлова, оркестр Большого театра России, дирижер – А. Чистяков.

1999 г. Кащей – К. Плужников, Кащеевна – Л. Дядькова, Царевна – М. Шагуч, Иван Королевич – А. Гергалов, Буря-богатырь – А. Морозов, хор и оркестр Мариинского театра, дирижёр – В. Гергиев.

Фильм-опера

1987 г. Кащей – К. Плужников, Кащеевна – Н. Лапина / С. Ялышева, Царевна – А. Одинг, Царевич – В. Лебедь, Буря-богатырь – Ю. Стоянов / Е. Рубин, оркестр Ленинградской филармонии, дирижёр – А. Трофимов, режиссер – О. Ерышев.

Александр Матусевич

Либретто оперы »


КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Осенняя сказочка - опера в одном действии, трёх картинах.

Исполнители:
Кащей Бессмертный - А. Понтрягин (тенор), Царевна Ненаглядная краса - В. Градова (сопрано), Иван-Королевич - П. Лисициан (баритон), Кащеевна - А. Клещёва (меццо-сопрано), Буря-Богатырь, ветер - К. Поляев (бас).

Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижёр С. Самосуд.

Запись 1948 г.

1. Картина 1 23:57
2. Картина 2 18:49
3. Картина 3 25:40