Опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"

Апполинарий Васнецов. 'Площадь в осажденном Китеже'. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова
'Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии'

СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ и деве Февронии — опера Н. Римского-Корсакова в 4 д. (6 к.), либретто В. Бельского по мотивам древнерусских преданий. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 7 февраля 1907 г., под управлением Ф. Блуменфельда; Москва, Большой театр, 15 февраля 1908 г.

Замысел оперы о граде Китеже, укрытом водами озера Светлый Яр и спасенном от татарского нашествия, волновал композитора с середины 90-х гг., но воплощение получил в 1903-1904-м. В основе оперы — разнообразные источники: легенды, летописи, древняя повесть о Февронии Муромской, былины, духовные стихи, мастерски объединенные либреттистом, прекрасным знатоком древнерусской литературы. Опера Римского-Корсакова, одно из величайших и своеобразнейших созданий русского искусства, утверждает величие патриотического подвига, идею верности родине. В образе центральной героини — Февронии композитор с неповторимой силой воспел духовную красоту русской женщины.

Феврония выросла в крестьянской семье, в лесу. Ей близка и дорога родная природа, она не знает другого закона, кроме велений совести и долга. В лесу Феврония встречает молодого княжича Всеволода, и встреча эта навеки связывает их. Однако союз княжича с простой девушкой не по вкусу китежской знати. «Лучшие люди» подкупают в Малом Китеже пропойцу Гришку Кутерьму, чтобы он во время свадьбы опорочил невесту Всеволода. Злобные оскорбления вызывают в Февронии только сострадание и жалость. Внезапно свадебная церемония прерывается нападением орды татар, стремящихся захватить и ограбить Большой Китеж. Им нужен проводник, и Гришка, боясь истязаний, соглашается вести врагов. Предательство его потрясает Февронию. Воины Китежа выступают на защиту города и погибают в неравном бою. Совершается чудо: золотой туман окутывает город, погружающийся в озеро, сами собой начинают звонить колокола. Муки совести терзают предателя Кутерьму. Его преследуют звуки китежских колоколов. По его просьбе Феврония развязывает путы, и обезумевший Гришка убегает. Татары, охваченные ужасом, видят в воде отражение исчезнувшего города. Февронии является призрак княжича Всеволода. Райские птицы Сирин и Алконост предвещают ее судьбу. Вместе с призраком княжича Феврония уходит из леса. В преображенном Китеже довершается свадебный обряд Февронии и Всеволода. Феврония счастлива, но ее тревожит воспоминание о Гришке. Она направляет ему грамоту, указывая на возможность искупления его вины.

В музыке воплощены образы Руси, ее природы, национальный характер. При этом Римскому-Корсакову чуждо любование стариной. Он показывает не только чистых сердцем людей, но и надменных, чванных представителей феодальной знати, и пропойцу Гришку. Образам русских людей противостоит грозная и неведомая сила (в опере показана первая встреча русского народа с татарами). В гениальной симфонической картине «Сеча при Керженце» рисуется столкновение русских воинов и иноземных захватчиков, трагическая гибель китежан. Композитор стремился идти от народных преданий. Отсюда эпический, повествовательный тон произведения, связанного с традициями Руслана и Людмилы и Князя Игоря.

Первые постановки «Сказания», и в Петербурге и в Москве, обладали выдающимися достоинствами в музыкально-исполнительской области. Традиция исполнения главных партий оперы восходит к трактовке замечательных русских певцов, особенно И. Ершова и К. Держинской (впервые исполнившей роль Февронии в Большом театре в 1916 г.).

Роль Гришки – едва ли не вершина исполнительского творчества И. Ершова. Великий артист не расставался с ней до конца своей сценической деятельности, углубляя и обогащая трактовку. В его исполнении образ поднимался до высочайшего социального обобщения, не утрачивая конкретных, живых черт. Нужда, горе, несчастье – вечные спутники жизни Гришки — озлобили его. Только в «зелене вине» находит он забвение. Ершов создал образ потрясающей трагической силы, заставлявший вспомнить о персонажах Достоевского. На дне души предателя таилось нечто человеческое — сознание безмерности совершенного преступления. Вершиной исполнения Ершова стали сцены в лесу, в которых артист раскрывал муки совести предателя.

К. Держинская явилась лучшей исполнительницей роли Февронии. Она раскрывала высокий нравственный строй души героини, ее величие. Кротость и чистота Февронии были земными, человеческими свойствами, это была русская девушка, кровно связанная с родной землей. Жизнь ее — подвиг во славу отчизны. Высокая поэзия и благородство роднили Февронию с лучшими женскими образами, запечатленными в русской литературе.

Велика заслуга в интерпретации сложной партитуры Римского-Корсакова дирижеров В. Сука, А. Коутса, Н. Голованова, 3. Халабалы. Интересным прочтением гениальной оперы явился спектакль Латвийского театра оперы и балета в 1949 г. (Ж. Гейне-Вагнер — Феврония, А. Фринберг — Гришка). В 1958 г. оперу поставил под управлением С. Ельцина ленинградский Театр им. Кирова (режиссер Е. Соковнин). Среди крупнейших исполнителей главных партий в отечественных театрах — М. Черкасская, Н. Салина, С. Акимова, Л. Балановская (Феврония), В. Пикок, А. Боначич, М. Микиша, Н. Озеров (Гришка), Л. Савранский, Ф. Павловский, П. Андреев (Поярок) и др. Опера с успехом ставилась за рубежом: Брно (1934), Берлин (1937), Прага (1938) и др. Среди выдающихся постановок последних десятилетий — спектакль на оперном фестивале в Брегенце (Австрия) в постановке Г. Купфера, под управлением В. Федосеева (Е. Прокина — Феврония, В. Галузин — Гришка Кутерьма). Премьера оперы в московском Большом театре с успехом прошла 25 декабря 1983 г. Дважды Мариинский театр возвращался к «Китежу»: премьеры (под управлением В. Гергиева) — 3 февраля 1994 г. и 20 января 2001 г. (режиссер Д. Черняков).

Абрам Гозенпуд

Примечание:

Первыми исполнителями оперы (Мариинский театр, 1907) являлись: Князь Юрий – И. Филиппов, Всеволод – А. Лабинский, Феврония – М. Кузнецова-Бенуа, Гришка Кутерьма – И. Ершов, Поярок – В. Шаронов, Отрок – М. Маркович, Гусляр – В. Касторский, Сирин – Н. Забела, Алконост – Е. Збруева, режиссер – В. Шкафер, художник – К. Коровин.

В Большом театр в Москве опера ставилась неоднократно.

Первое исполнение 15 февраля 1908 в прощальный бенефис Н. Салиной. Князь Юрий – В. Петров, Всеволод – Н. Ростовский, Феврония – Н. Салина (в последующих спектаклях – С. Друзякина, Л. Балановская), Гришка Кутерьма – А. Боначич, Поярок – Г. Бакланов (в дальнейшем – А. Герасименко), Отрок – Е. Азерская (затем – Е. Стефанович, О. Павлова), Сирин – М. Цыбушенко (затем – А. Киселевская), Алконост – С. Синицына (затем – К. Антарова), дирижер – В. Сук, режиссер – И. Лапицкий. Спектакль прошел 11 раз, последнее представление – 22 января 1909.

Премьера 2 декабря 1916. Князь Юрий – В. Петров, Всеволод – А. Богданович, Феврония – Л. Балановская, Гришка Кутерьма – И. Ершов (затем – В. Липецкий), Поярок – Ф. Павловский (затем – Л. Савранский), Отрок – О. Павлова, Сирин – Е. Степанова, Алконост – К. Антарова, дирижер – В. Сук, режиссер – П. Оленин. Спектакль прошел 4 раза, последнее представление – 13 декабря 1916.

Премьера 15 мая 1926. Князь Юрий – В. Петров, Всеволод – А. Богданович, Феврония – К. Держинская (затем – А. Матова), Гришка Кутерьма – Н. Озеров (затем – М. Микиша), Поярок – Л. Савранский (затем – В. Политковский), дирижер – В. Сук, режиссер – В. Раппопорт. Спектакль прошел 23 раза. Последнее представление – 28 апреля 1928.

Премьера 25 декабря 1934. Князь Юрий – М. Михайлов (затем – С. Красовский, И. Редикульцев), Всеволод – С. Стрельцов (затем – Ф. Федотов, А. Алексеев), Феврония – Е. Сливинская (затем – Е. Кругликова, А. Матова, К. Держинская), Гришка Кутерьма – Н. Ханаев (затем – Б. Евлахов, Н. Озеров), дирижер – Н. Голованов, режиссер – В. Нардов. Спектакль прошел 27 раз. Последнее представление – 10 апреля 1936.

Премьера 3 февраля 1966. Князь Юрий – М. Решетин (затем – А. Ведерников, И. Петров, Б. Морозов), Всеволод – Е. Райков (затем – А. Соколов, Г. Андрющенко, В. Ивановский), Феврония – Т. Милашкина (затем – Т. Тугаринова, Э. Андреева), Гришка Кутерьма – В. Петров (затем – Ф. Пархоменко, А. Лаптев), Поярок – М. Киселев (затем – В. Нечипайло, А. Большаков), Отрок – Г. Борисова (затем – К. Леонова, Н. Глазырина, Р. Бабак), Сирин – К. Кадинская (затем – М. Миглау, Т. Сорокина, Г. Олейниченко, Г. Деомидова, Л. Ковалева), Алконост – Г. Королева (затем – М. Митюкова, Т. Синявская, Г. Борисова), дирижер – Р. Глазуп (затем – Г. Рождественский, Б. Хайкин, М. Эрмлер, а. Лазарев), режиссер – И. Туманов. Спектакль прошел 85 раз. Последнее представление – 30 апреля 1976.

Премьера 25 декабря 1983. Князь Юрий – А. Ведерников (затем – Ю. Статник, В. Маторин, А. Бабыкин), Всеволод – Е. Райков (затем – П. Кудрявченко, А. Ломоносов), Феврония – Г. Калинина (затем – М. Касрашвили, Л. Казарновская, Е. Куровская, Л. Сергиенко, И. Удалова), Гришка Кутерьма – В. Пьявко (затем – А. Масленников, В. Кудряшов), Поярок – М. Маслов (затем – Ю. Григорьев, В. Букин), Отрок – Г. Борисова (затем – Т. Ерастова, М. Шутова), Сирин – И. Журина (затем – М. Костюк, Н. Пустовая), Алконост – Н. Григорьева (затем – Р. Котова, Е. Заремба), дирижер – Е. Светланов (затем – А. Степанов), режиссер – Р. Тихомиров. Спектакль прошел 55 раз. Последний спектакль – 23 мая 1992.

В год столетия со дня смерти композитора (2008) Большой театр предложил новую версию «Китежа», осуществив совместную постановку с оперным театром г. Кальяри (Италия). Премьера – 10 и 11 октября. Исполнители: Князь Юрий – М. Казаков и П. Мигунов, Княжич Всеволод – В. Панфилов и Р. Муравицкий, Феврония – Т. Моногарова и Е. Евсеева, Гришка Кутерьма – М. Губский и В. Таращенко, Фёдор Поярок – А. Бреус и А. Григорьев, Отрок – С. Белоконь и Е. Новак, Лучшие люди – Ю. Маркелов, А. Короткий и Александр Архипов, В. Красов, Гусляр – А. Валентий и В. Лынковский, Медведчик – А. Захаров, Нищий-запевала – Н. Казанский и М. Дьяков, Бедяй – Андрей Архипов и В. Гильманов, Бурундай – В. Почапский и А. Науменко, Сирин – А. Аглатова и О. Горчаковская, Алконост – Е. Сегенюк и С. Шилова, режиссёр – Э. Някрошюс, дирижёр – А. Ведерников.

Вследствие монументальности произведения к нему способны обращаться только крупные театры, поэтому постановки оперы редки. Однако и в российской провинции они случаются, в частности, в середине 1990-х свою интерпретацию предложил Екатеринбургский театр оперы и балета (дирижер – Е. Бражник), на основе этого спектакля была сделана студийная запись.

Дискография:

Аудиозаписи

1956 г. Князь Юрий – И. Петров, Всеволод – В. Ивановский, Феврония – Н. Рождественская, Гришка Кутерьма – Д. Тархов, Федор Поярок – И. Богданов, Отрок – Л. Мельникова, Лучшие люди – В. Шевцов и С. Колтыпин, Гусляр – Б. Добрин, Медведчик – Т. Черняков, Запевала – М. Сказин, Бедяй – Л. Ктиторов, Бурундай – Г. Троицкий, Сирин – М. Звездина, Алконост – Н. Кулагина, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер – В. Небольсин.

1983 г. Князь Юрий – А. Ведерников, Всеволод – Е. Райков, Феврония – Г. Калинина, Гришка Кутерьма – В. Пьявко, Федор Поярок – М. Маслов, Отрок – Г. Борисова, Лучшие люди – К. Пустовой и М. Крутиков, Гусляр – Л. Вернигора, Медведчик – К. Басков, Запевала – В. Букин, Бедяй – Н. Низиенко, Бурундай – В. Ярославцев, Сирин – И. Журина, Алконост – Н. Григорьева, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр – Е. Светланов.

1983 г. Князь Юрий – Ю. Статник, Всеволод – П. Кудрявченко, Феврония – М. Касрашвили, Гришка Кутерьма – А. Масленников, Федор Поярок – Ю. Григорьев, Отрок – Т. Ерастова, Лучшие люди – К. Пустовой и М. Крутиков, Гусляр – Л. Вернигора, Медведчик – К. Басков, Запевала – В. Букин, Бедяй – Н. Низиенко, Бурундай – В. Ярославцев, Сирин – И. Журина, Алконост – Р. Котова, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер – Е. Светланов.

1994 г. Князь Юрий – Н. Охотников, Всеволод – Ю. Марусин, Феврония – Г. Горчакова, Гришка Кутерьма – В. Галузин, Федор Поярок – Н. Путилин, Отрок – О. Корженская, Лучшие люди – Е. Бойцов и Е. Федотов, Медведчик – Н. Гассиев, Бедяй – Б. Менжидкиев, Бурундай – В. Огновенко, Гусляр – М. Кит, Запевала – Г. Карасев, Сирин – Т. Карвцова, Алконост – Л. Дядькова, хор и оркестр Мариинского театра, дирижёр – В. Гергиев.

1995 г. Князь Юрий – В. Могилин, Всеволод – В. Петров, Феврония – Е. Борисевич, Гришка Кутерьма – А. Борисевич, Федор Поярок – А. Вылегжанин, Отрок – С. Пастухова, Лучшие люди – И. Росновский и С. Боровков, Гусляр – М. Никифоров, Медведчик – В. Рыжков, Бедяй – Г. Куклин, Бурундай – С. Вялков, Сирин – Л. Шилова, Алконост – Н. Шляпникова, хор и оркестр Екатеринбургского театра оперы и балета, дирижер – Е. Бражник.

2008 г. Князь Юрий – М. Казаков, Всеволод – В. Панфилов, Феврония – Т. Моногарова, Гришка Кутерьма – М. Губский, Федор Поярок – Г. Хакобян, Запевала – Р. Феррари, Отрок – М. Гулордава, Лучшие люди – Дж. Флорис и М. Калбус, Медведчик – С. Консолини, Гусляр – А. Сенес, Бедяй – В. Гильманов, Бурундай – А. Науменко, Сирин – Р. Савойя, Алконост – Е. Манистина, хор и оркестр Оперного театра г. Кальяри (Италия), дирижер – А. Ведерников.

Видеозаписи

1995 г. Князь Юрий – П. Данилюк, Всеволод – С. Найда, Феврония – Е. Прокина, Гришка Кутерьма – В. Галузин, Федор Поярок – С. Изюмов, Гусляр – А. Абдразаков, Отрок – Н. Романова, Лучшие люди – А. Шестов и М. Никифоров, Бедяй – М. Минцаев, Бурундай – В. Ванеев, Сирин – В. Лукьянец, Алконост – А. Дурсенева, Софийский камерный хор, хор Академии хорового искусства (Москва), Венский симфонический оркестр, дирижер – В. Федосеев, режиссер – Г. Купфер.

Александр Матусевич

Либретто оперы »


СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ
Опера в четырёх действиях.

Исполнители:
Князь Юрий Всеволодович - И. Петров, Княжич Всеволод Юрьевич - В. Ивановский, Феврония - Н. Рождественская, Гришка Кутерьма - Д. Тархов, Федор Поярок - И. Богданов, Отрок - Л. Мельникова, Двое лучших людей - В. Швецов, С. Колтыпин, Гусляр - Б. Добрин, Медведчик - Т. Черняков, Нищий-запевало - М. Сказин, Бедяй, богатырь татарский - Л. Ктиторов, Бурундай, богатырь татарский - Г. Троицкий, Сирин и Алконост, райские птицы - М. Звездина, ?.

Оркестр Всесоюзного радио, дирижёр В. Небольсин.

Запись 1955 г.

1. Действие 1 36:12
2. Действие 2 30:13
3. Действие 3 1:03:09
4. Действие 4 57:02


Статьи по теме:

  • Асафьев Б. В. «Сказание о невидимом граде»
  • Комарницкая О. Скрытые смыслы содержания оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
  • Луконин Д. Е. «Мессия грядущего дня»: «Сказание о граде Китеже» и споры о русском вкладе в духовное будущее Европы
  • Мельникова А. «Китеж»: погружения. Хроника создания
  • Рахманова М. «Неизреченный свет звуковой красоты»
  • Иллюстрация: Апполинарий Васнецов. "Площадь в осажденном Китеже".
    Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии".