Опера "Боярыня Вера Шелога"
БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛОГА — музыкально-драматический пролог к «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова, либретто композитора по I д. драмы Л. Мея «Псковитянка». Премьера: Московская русская частная опера, 15 декабря 1898 г.
В 1868 г. Римский-Корсаков приступил к работе над оперой Псковитянка. При этом, сосредоточив внимание на широкой и многогранной картине народной жизни в один из значительных моментов русской истории, он отбросил I акт драмы Мея — рассказ боярыни Шелоги о встрече с Иваном Грозным. Несколько лет спустя, снова обратившись к «Псковитянке» и создав ее 2-ю редакцию, композитор вчерне набросал и рассказ Веры Шелоги. Однако эта версия оперы из-за громоздкости его не удовлетворила и не была доведена до конца. В 3-й, и последней, редакции (1894) для рассказа Веры места не нашлось. В 1898 г., во всеоружии мастерства и таланта, Римский-Корсаков на основе сделанных ранее черновых набросков создал одноактную онеру «Боярыня Вера Шелога», исполняемую самостоятельно и в то же время являющуюся прологом к «Псковитянке».
«Вера Шелога» — одно из самых поэтических и одухотворенных произведений композитора. Это своеобразная монодрама, раскрывающая историю женской души, страстной и самоотверженной. Все сконцентрировано в монологе героини, поверяющей сестре историю своего «греха» (встречи с Иваном Грозным, ставшим отцом ее дочери Ольги). В сердце Веры живут страстная любовь и ревность к царю Ивану, а также страх за судьбу ребенка и свою участь: с войны должен вернуться муж, боярин Шелога. Спасая Веру, ее сестра Надежда в присутствии боярина Шелоги и своего жениха называет себя матерью ребенка.
Рассказ Веры — центральная часть оперы. Это большой, глубоко драматический, взволнованный, полный лиризма и красоты монолог. Свободно и естественно текущая мелодия гибко передает все оттенки чувств героини, тогда как аккомпанемент воссоздает обстановку, пейзаж, колорит леса, кукованье кукушки. Стиль оперы — ариозно-речитативный. Партия Веры Шелоги требует выдающегося исполнительского мастерства, и прежде всего владения искусством выразительной фразировки и естественной декламации. Рассказ Веры часто исполняется на концертной эстраде. Среди лучших исполнительниц этой партии — Е. Цветкова, Н. Забела, Н. Салина, К. Держинская.
Абрам Гозенпуд
БОЯРЫНЯ ВЕРА ШЕЛОГА (ПРОЛОГ К ОПЕРЕ ПСКОВИТЯНКА)
Опера в одном действии.
Исполнители:
Боярин Иван Семенович Шелога - В. Гаврюшов (бас), Вера Дмитриевна, жена его - В. Панова (сопрано), Надежда Насонова, сестра Веры - Е. Грибова, Власьевна, кормилица Надежды - М. Левина (контральто).
Хор и оркестр Большого театра, дирижёр С. Сахаров.
Запись 1947 г.