Опера "Снегурочка"

В. Васнецов. 'Снегурочка'

СНЕГУРОЧКА — весенняя сказка Н. Римского-Корсакова в 4 д. с прологом, либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 29 января 1882 г., под управлением Э. Направника.

В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.

Драматическая сказка Островского, вызвавшая к жизни музыку Чайковского, получила в опере Римского-Корсакова конгениальное воплощение, хотя трактовка образов у композитора и драматурга далеко не во всем совпадает. По Островскому, Снегурочка, дочь Мороза и Весны, своим рождением нарушает извечный, незыблемый порядок. Разгневанное Солнце отворачивает свое лицо от земли. Зима не хочет уступить прав Весне. В сердцах людей царит холод. Снегурочка не знает любви, но, приглядываясь к жизни людей, начинает тянуться к ним. Отвергнутая Лелем, она испытывает ревность и обиду. Только дар Весны — способность чувствовать — вызывает у нее любовь к Мизгирю. Но, узнав любовь, Снегурочка погибает. Ей не место в кругу людей. Гибнет и Мизгирь. А мудрый царь Берендей славит вечный и неизменный правопорядок.

Сохраняя верность Островскому в последовательности развития действия, лишь сократив текст, отбросив второстепенные фигуры, Римский-Корсаков разошелся с драматургом в понимании образа Снегурочки. Если героиня Островского в большей мере дочь Мороза, то героиня Римского-Корсакова прежде всего дочь Весны. Выросшая в глухом лесу, охраняемом Лешим, среди снегов и льдов, жадно тянется она к людям, внимательно вслушивается в доносящиеся к ней людские голоса и песни, стремится войти в звонкий и пестрый реальный мир. То, что просто и естественно для людей, мучительно трудно для Снегурочки. Она завоевывает право называться человеком.

Музыка показывает, как оттаивает ее сердце; в финальном ариозо, вершине лирического вдохновения Римского-Корсакова, во всей прелести раскрывается тепло ее сердца. Но это час гибели Снегурочки. Композитор отнюдь не утверждает правоту извечных законов природы. Развитие музыкальной драматургии оперы показывает, что законы эти, приведшие Снегурочку к гибели, не столь уж справедливы: ведь она виновна только в том, что хотела быть человеком. Музыка рисует образы русской природы, с первых тактов передавая пробуждение земли от зимней спячки. Духом сказки овеяны не только фантастические образы (Снегурочка, Весна, Мороз, Леший), но и реальные люди: порывистая, простодушно-доверчивая, бесхитростная Купава, мудрый царь Берендей — поэт и художник, пастух Лель — олицетворение животворящей силы любви и песни, развеселый пропойца и лентяй бобыль Бакула и бобылиха. После «Руслана и Людмилы» Глинки ни в одной опере не было такой яркой, многоцветной картины русской старины. Вместе с тем «Снегурочка» отнюдь не стилизация, в ее музыке нет эстетского любования архаикой. Это сказочный эпос, утверждающий неразрывность жизни человека и природы.

В опере нашли воплощение многие характерные для последующего творчества композитора краски и приемы. Не прибегая, за немногими исключениями, к фольклорным цитатам, композитор создает попевки и мелодии, неотличимые от народных. Распевность характеризует образы основных героев. Мелос самой Снегурочки первоначально носит инструментальный характер. Но по мере того как ее душа раскрывается навстречу людям, песенность вторгается и в ее партию. Весенняя сказка Римского-Корсакова — плод стремительного творческого процесса (вчерне она написана за шесть недель) и высокого мастерства. Неисчерпаемо мелодическое и гармоническое богатство партитуры, красочен ее оркестровый наряд.

Театр не сразу нашел достойную этой оперы сценическую форму. Первая постановка была малоудачна, как и некоторые последующие. По существу, начало сценической жизни «Снегурочки» было положено в Московской частной опере, где впервые произведение предстало в достойной его декоративной оправе (художник В. Васнецов). Спектакль, показанный в 1885 г., не сходил со сцены долгие годы. Среди наиболее значительных постановок: Большой театр, 1907 г., под управлением В. Сука (А. Нежданова — Снегурочка, Л. Собинов — Берендей); Петроград, Мариинский театр, 1917 г., режиссер В. Мейерхольд; Киев, 1935 г., под управлением А. Пазовского, режиссер И. Лапицкий (3. Гайдай — Снегурочка, О. Петрусенко – Купава, А. Ропская — Лель), в последние десятилетия — Большой театр, 1978 и 2002 гг., и Мариинский, 2004 г. Опера неоднократно ставилась за рубежом: Париж (1908), Загреб (1921), Барселона (1922), Нью-Йорк (1923), Берлин (1923), Рим (1954) и др. Среди лучших исполнителей - Н. Забела, А. Нежданова, Л. Липковская, Р. Горская, И. Масленникова, В. Фирсова, 3. Гайдай, Е. Цветкова, Е. Катульская (Снегурочка); Л. Собинов, И. Ершов, И. Козловский, С. Лемешев (Берендей); Н. Обухова (Лель); К. Держинская, Г. Вишневская (Купава); П. Андреев, С. Мигай, Н. Шевелев, Ал. Иванов (Мизгирь).

Абрам Гозенпуд

Примечания:

«Снегурочка» по признанию самого композитора – лучшая его опера. Конечно, для кого-то монументальность «Китежа» или гармонические новации «Золотого петушка» могут показаться куда интереснее, значимее. Однако трудно не поддаться необыкновенному обаянию этой весенней сказки, представляется, что здесь композитору в наиболее полной мере удалось выразить те мотивы своих душевных и творческих устремлений, что будут им развиваться в последующих произведениях до конца жизни.

Начиная с премьеры в Мамонтовской опере «Снегурочка» прочно вошла в репертуар отечественных театров. Именно она была первой оперой, поставленной в московском Большом театре (1893 год), где долго не давали хода произведениям композитора. Именно этой оперой Большой театр в 2002 году открыл свою новую сцену на Театральной площади (режиссер – Д. Белов, дирижер – Н. Алексеев). В советское время «Снегурочка» входила в репертуар многих отечественных театров, в Большом и Кировском театрах сложилась целая плеяда замечательных исполнителей центральных партий этой оперы. Выдающимся интерпретатором титульной роли была в середине 1950-х годов Т. Лаврова в ленинградском МаЛеГОТе. Сегодня опера входит в репертуар Большого театра, Новой оперы (2002) и Оперного театра консерватории (2007) в Москве, Мариинского театра в Санкт-Петербурге (2004), оперных театров Уфы (2005), Екатеринбурга (2006), Перми и Красноярска (2007). За рубежом из последних постановок стоит отметить спектакль в Уэксфорде (Ирландия) на фестивале редких опер (октябрь 2008 года).

Дискография:

1946 г. Снегурочка – И. Масленникова, Берендей – С. Лемешев, Лель – М. Максакова, Купава – С. Панова, Мизгирь – Ал. Иванов, Весна – Н. Обухова, Мороз – М. Михайлов, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер – К. Кондрашин.

1955 г. Снегурочка – Ж. Мишо, Берендей – Ж. Жиродо, Лель – Р. Горр, Купава – Ж. Муазен, Мизгирь – М. Ру, Весна – С. Мишель, Мороз – Л. Ловано, хор и оркестр Французского радио, дирижер – Ш. Брук.

1955 г. Снегурочка – С. Янкович, Берендей – С. Андрашевич, Лель – М. Миладинович, Купава – В. Хейбалова, Мизгирь – Д. Попович, Весна – Б. Цвейч, Мороз – М. Чангалович, хор и оркестр Белградской оперы, дирижер – К. Баранович.

1957 г. Снегурочка – В. Фирсова, Берендей – И. Козловский, Лель – Л. Авдеева, Купава – Г. Вишневская, Мизгирь – Ю. Галкин, Весна – В. Борисенко, Мороз – А. Кривченя, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер – Е. Светланов.

1978 г. Снегурочка – В. Соколик, Берендей – А. Григорьев, Лель – И. Архипова, Купава – Л. Захаренко, Мизгирь – А. Моксяков, Весна – И. Архипова, Мороз – А. Ведерников, хор и оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения СССР, дирижер – В. Федосеев.

1985 г. Снегурочка – Е. Зименкова, Берендей – А. Андреев, Лель – С. Минева, Купава – С. Евстатиева, Мизгирь – Л. Виденов, Весна – А. Милчева-Нонова, Мороз – Н. Гюзелев, хор и оркестр Болгарского радио, дирижер – С. Ангелов.

1987 г. Снегурочка – И. Журина, Берендей – А. Федин, Лель – Т. Ерастова, Купава – Л. Сергиенко, Мизгирь – И. Морозов, Весна – Н. Терентьева, Мороз – Г. Селезнев, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер – А. Лазарев.

Александр Матусевич

Либретто оперы »


СНЕГУРОЧКА
Опера в четырех действиях с прологом.

Исполнители:
Царь Берендей - С. Лемешев, Снегурочка - И. Масленникова, Лель (пастух) - М. Максакова, Мизгирь - А. Иванов, Весна - Н. Обухова, Бобыль Вакула - В. Шевцов, Бобылиха - М. Левина, Бермята - С. Красовский, Дед-Мороз - М. Михайлов, Леший - Ф. Годовкин, Масленица - М. Сказин, Купава - С. Панова.

Хор и оркестр Большого театра СССР, дирижёр К. Кондрашин.

Запись 1946 г.

1. Пролог 39:08
2. Действие 1 38:39
3. Действие 2 32:08
4. Действие 3 28:52
5. Действие 4 31:47

Запись предоставлена Денисом Евстюхиным


Статьи по теме:

  • Андрушкевич А. Тающая сказка.
  • Коткина И. Редкие улыбки Снегурочки. Опера Римского-Корсакова на сцене Большого театра.
  • Иллюстрация: В. Васнецов. "Снегурочка"