Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)

Отец сравнительно мало внимания уделял мальчику. Энергичная и деятельная Софья Васильевна учила сына грамоте, арифметике. Она немного играла на рояле и неплохо пела, преимущественно народные несни. От нее сын впервые услышал о Глинке, она же первая познакомила его с музыкой великого композитора — песней Вани и его дуэтом с Сусаниным из оперы «Иван Сусанин». Впрочем, и отец, и дядя, и брат также играли и пели. В доме любили музыку и часто музицировали.

Музыка давалась Нике легко — он вообще был понятлив, но знаний и умения матери уже не хватало. Вскоре ее заменила специально приглашенная учительница, добросовестная, но, видимо, не очень способная музыкантша; после нее на протяжении нескольких лет мальчика обучали еще две учительницы. Ни одна из них, однако, так и не сумела вызвать у мальчика настоящий интерес к занятиям; несмотря на прекрасный слух, он играл, как вспоминал впоследствии сам, «плохо, неаккуратно и был слаб в счете».

В нем рано пробудилось поэтическое чувство природы, которое соединялось с пытливостью, со стремлением к точному знанию, с наблюдательностью. В его детских письмах упоминания о природе очень часты. В одном из них — удивительно образное описание весны в Тихвине: «В большом саду трава усеяна желтыми цветочками цикория и куриной слепоты, душистой кашкой или клевером; черемуха, калина цветет, и по улицам летают желтые, а по садам пестрые и малиновые бабочки ...по вечерам всегда можно слышать пение ласточек, малиновок, жаворонков». (Римский-Корсаков. Музыкальное наследство, т. II, стр. 132.) Мать, частая спутница прогулок мальчика, приучала его к наблюдательности. Вероятно, она первая заинтересовала его астрономией, обратила внимание на красоту ночного неба. Вдвоем они наблюдали за звездами и по астрономической карте разыскивали на небе созвездия северного полушария. Очень скоро Ника знал их наизусть и лучше матери определял их расположение. Тогда из наставницы она стала его помощницей, а когда в 1856 году он сдал экзамены в Морской корпус и уехал из Тихвина, она продолжала за сына его наблюдения.

Нике пошел тринадцатый год, когда началась новая полоса в его жизни. В «Выписке на кадета» Н. Римского-Корсакова из книги поступающих в Морской корпус имеются следующие сведения. В графе «Когда представлен» значится: «20 августа 1856 года»; «Оценки познаний»: «По-русски читает очень хорошо, пишет хорошо, по грамматике — довольно хорошо. Арифметика на программу своего возраста — очень хорошо; знает более требуемого. География — очень хорошо. В истории — хорошо. Французский язык: читает весьма хорошо, переводит с французского свободно и говорит»; в графе «О медицинском осмотре»: «вообще здоров».

Порядки в Морском корпусе ничем не отличались от существовавших в других военных заведениях николаевской эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередки были драки между учащимися: старшие и более сильные обижали младших. «Новенький» сразу же дал отпор пристававшим к нему «старикашкам» и быстро сдружился с товарищами. Были в корпусе и замечательные преподаватели, самоотверженные воспитатели молодежи. В число старшекурсников входили будущий писатель Станюкович и художник Верещагин.

Все же к обстановке училища мальчик привыкал с трудом и, особенно первое время, тосковал по тихвинскому приволью.

« к оглавлению | дальше »