Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)

Непрерывное общение, постоянный обмен мнениями и взаимное плодотворное влияние стимулировали творчество друзей. Оба много и успешно работали: Мусоргский закончил вторую редакцию «Бориса Годунова», а Римский-Корсаков — «Псковитянку», посвятив ее «Дорогому мне кружку».

Тема, которую избрал для своей опоры Римский-Корсаков, характерна для интересов, возникших в русском обществе во второй половине XIX века. Это время ознаменовано развитием русской исторической науки, созданием выдающихся исторических трудов, публикацией ряда прежде неизвестных памятников древнерусской литературы и народного творчества. К исторической теме обратился ряд русских писателей, композиторов и художников. Их привлекала не только возможность обогатить свое творчество новыми сюжетами, но и стремление в свете революционных идей 60-х годов раскрыть связь исторического прошлого с современностью.

Сюжет «Псковитянки» заимствован Римским-Корсаковым у известного поэта и драматурга XIX века Л. А. Мея, автора одноименной драмы. Поэзия Мея нашла отклик в творчестве композиторов Могучей кучки и Чайковского, оценивших тонкий лиризм, искренность его лучших произведений, прекрасное знание народных песен и летописей. Драма Мея «Псковитянка» очень сценична, развитие действия основано на остром конфликте, в обрисовке истори­ческих событий и характеров много прогрессивного, связанного с эпохой 60-х годов. Так, царь Иван IV, в его трактовке суровый и жестокий гонитель вольности Пскова, вместе с тем выполняет важнейшую историческую задачу своего времени — объединение русской земли. Именно таким сохранила его народная память. По-новому показана и роль народа, противостоящего царю и даже борющегося с ним, народа — участника значительных исторических событий. Текст драмы Мея поэтичен и выразителен, привлекает звучностью стихов, богатством интонаций. Однако драма Мея страдает некоторой схематичностью и примитивностью. В оперном воплощении эти недостатки скрадываются: музыка дополняет и углубляет текст.

«Псковитянка» — опера о судьбах народа в эпоху объединения Руси и образования мощного Русского государства. Развитие характеров и столкновение героев происходит на фоне большого исторического события — покорения Пскова. Разорив и «великим кровопролитием» покорив Новгород, царь Иван с таким же намерением въезжает в Псков. Здесь, в доме наместника князя Юрия Токмакова, встретив красавицу Ольгу, он поражен ее сходством с Верой Шелогой, которую когда-то любил. Царь узнает, что Ольга — дочь его и Веры. Вера скрыла ребенка от мужа, боярина Шелоги, и отдала сестре, в дом князя Токмакова. И Веры, и боярина Шелоги давно нет в живых. Ольга не знает, чья она дочь, но при встрече с Грозным в ней просыпается дочерняя любовь: «... повелишь, живая лягу в проб, лишь ты б со мной простился поцелуем».

Неожиданная встреча с дочерью пробуждает воспоминания юности, а доверчивость и бесхитростность Ольги смягчают сердце царя. Во имя пробудившихся светлых чувств он хотел бы пощадить Псков и торжественно провозглашает: «Да престанут все убийства, много крови. Притупим мечи о каменья...».

Однако избежать столкновения псковской вольницы с царскими войсками невозможно. Не веря царю, на его ставку бросается отряд во главе со своим предводителем Михайлой Тучей. Михайло и Ольга любят друг друга. Узнав об опасности, угрожающей ему, она выбегает из царского шатра. В неравной схватке убит Михайло, от шальной пули погибает Ольга. Финальный хор — отпевание юной жертвы и одновременно плач по Пскову. Этим самым сильнее подчеркивается смысл финала оперы: судьбы героев тесно связаны с историческими событиями.

« к оглавлению | дальше »