Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)
В музыке «Псковитянки» много черт, характерных для последующего оперного творчества Римского-Корсакова: эпическое, неторопливое развитие сюжета, напоминающее сдержанное повествование древнего летописца; насыщенность оборотами народных песен; картинная красочность, изобразительность симфонических эпизодов, как например, зловещий перезвон колоколов перед сценой веча. В сказке про царевну Ладу (ее рассказывает Власьевна, няня Ольги) проявляется тяготение композитора к народной фантастике. Характерен и образ Ольги, русской девушки, чистой душой, гибнущей в столкновении с насилием. Иван Грозный в изображении композитора — личность сложная и противоречивая. В нем и отталкивающие и привлекательные черты: ханжество Грозного, его лицемерное смирение, готовое в любую минуту перейти в кровавое насилие, деспотизм, но вместе с тем это — светлый государственный ум, ему свойственны прозорливость, а в иные моменты (в сцене с Ольгой) и ласковая нежность.
Музыкальная характеристика царя Ивана основана на суровой и величавой мелодии, старинного церковного склада, которая каждый раз по-новому освещается звучанием оркестра.
Центр оперы — как и драмы Мея — сцена веча вольного Пскова перед встречей с царем. Перед нами словно воскресает страница древней повести, и мы как бы слышим буйную разноголосицу старинного веча. Народная толпа показана живой, многоликой. В споре о судьбах Пскова сталкиваются различные мнения. Выкрики отдельных групп, даже отдельных людей, смешиваются в общий гул. Композитор передал и ощущение страха перед царем, тревогу, свободолюбие и смелость псковичей. Замечательна и песня уходящей вольницы, детей посадничьих. В ней и удаль и тоска.
Оперу тепло приняли. «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть», — вспоминал Римский-Корсаков. Однако подлинный успех оперы определился лишь через несколько десятков лет, с приходом на оперную сцену Шаляпина и Забелы-Врубель, артистов, раскрывших всю многогранность музыкальных характеристик Римского-Корсакова.
В конце 70-х годов композитор создал вторую редакцию своей юношеской оперы, в которую ввел рассказ Веры Шелоги о ее любви к Грозному и историю рождения Ольги. Этот вариант также не удовлетворил композитора, и через двадцать лет он создал третью редакцию.
« к оглавлению | дальше »