Очерк жизни и творчества. Глава 2. «Весенние» оперы (продолжение)
Снегурочка попадает в слободку берендеев, жизнь которых слита с природой и течет неторопливо, по заведенному обычаю. поэтому в опере важное место занимают обрядовые песни. Достаточно вспомнить: народная сцена пролога — обряд проводов масленицы, затем — весенний свадебный обряд, игры, хороводы. Заключительное прославление солнца — гимн Яриле — тоже, по существу, обрядовая песня — заклинание света и тепла берендеями. Композитор знакомит нас с жителями слободки — пьяненьким лодырем Бобылем, крикливой, глупой Бобылихой, искренней, страстной и непосредственной Купавой. Все они ярко обрисованы музыкой (чего стоит хотя бы словно приплясывающий мотив выхода Бобыля!). Их образы как бы дополняют общую картину, они сами часть народной жизни.
Иначе изображен Мизгирь — путешественник и торговый гость. Музыке, рисующей его характер, свойственна страсть, властность, непреклонность интонаций. От других жителей царства Берендея с их типичными русскими оборотами музыкальных тем его отличает восточный колорит музыки. Особенно заметно это в арнозо «На теплом синем море» — наиболее полной характеристике Мизгиря. (Ариозо начинается рассказом о ловле жемчуга у острова Гурмыза. Небольшой островок Средиземного моря Ормуз — Хурмыз — Гурмыз находится недалеко от берегов Португалии; он с давних времен привлекал к себе купцов богатым месторождением жемчуга. Интересно, что Римский-Корсаков включает в звучание ариозо именно испанские и арабские интонации, т. е. обороты речи, которые мог воспринять русский купец на Гурмызе. Этот факт установлен недавно музыковедом Б. М. Добровольским и свидетельствует, насколько каждая деталь в опере была глубоко продумана Римским-Корсаковым.) Облик Мизгиря двойствен. Страстность и искренность в любви сочетаются в нем с купеческой расчетливостью: вначале он пытается купить любовь Снегурочки у ее приемных родителей, а затем и у нее самой.
Пастух Лель — по определению композитора — олицетворение вечного искусства музыки. Три его песни различны по характеру: первая — задумчивая, протяжная, вторая — озорная, задорная, третья — эпически спокойная, но вместе с тем лукавая и грациозная. Однако все они близки звучанию народных песен. В народном исполнении пение часто дополняется игрой на пастушьем рожке. И песням Леля также обычно сопутствует наигрыш на деревянном духовом инструменте (чаще всего кларнете), напоминающий народную импровизацию.(Импровизация — сочинение музыки непосредственно во время исполнения, без предварительной подготовки.) Сходство песен Леля с народными так велико, что вскоре после постановки оперы в критике было высказано мнение, что третья, самая популярная из них, — народная мелодия. На самом же деле замечательная мелодия песни «Туча со громом сговаривалась» создана Римским-Корсаковым.
Особенно значителен облик царя Берендея — отца своего народа, мудрого правителя. В марше — выходе Берендея он обрисован как сказочный властитель, поэтому музыка носит шутливо-грозный характер. Дальнейшая музыка марша передает светлый облик мудрого Берендея. По-детски простодушный царь глубоко чувствует прекрасное — к тому же он сам художник. Его каватина (Каватина — вокальное произведение лирического характера.) «Полна, полна чудес могучая природа» исполнена чувства любви к природе, необычайно сильного у Римского-Корсакова, и является ключом к пониманию всей оперы.
« к оглавлению | дальше »