Очерк жизни и творчества. Глава 2. «Весенние» оперы (продолжение)

Римский-Корсаков умел одной какой-нибудь мелодией или коротким мотивом метко обрисовать действующее лицо. Такой мотив часто сопровождает появление действующего лица в течение всей оперы и становится его ведущим мотивом — лейтмотивом. Римский-Корсаков в «Снегурочке» воспользовался этим приемом, чтобы напомнить о герое, глубже раскрыть драматизм сцены. Так, в прологе, когда Бобыль углубляется в лес, звучит тема Снегурочки, и мы ожидаем, что сейчас Бобыль ее встретит. Мотив ариетты Снегурочки из пролога повторяется в сцене ее гибели. Лейтмотив чаще всего подчеркивает главную, основную черту характера действующего лица. Так, например, мотив Весны родствен птичьему щебету; он повторяется упорно, без изменений, подчеркивая неизбежность наступления весны. Интересна музыкальная характеристика Лешего, обитателя дремучей лесной чащи. Мотив его, по определению композитора, «дикий, ленивый, потягивающийся». В характеристику Лешего включены также особые, фантастически звучащие аккорды, названные Римским-Корсаковым лейтгармонией. Один из них, «беспримерного дикого характера», состоящий из всех шести звуков целотонной гаммы, Римский-Корсаков применил первым.

Своеобразно и звучание оркестра, в котором большую роль играют медные духовые, как, например, аккорд четырех валторн с ударом тарелок, повторяющийся перед каждой сменой очередного сказочного явления. Это вносит в музыку ощущение таинственности, чудесности. Изменяя характеристику Лешего, композитор передает его волшебные превращения и проказы: Леший то стискивает в своих объятиях Мизгиря, то с хохотом проваливается, то оборачивается сухим пнем. Лес, волшебно вырастающий на пути Мизгиря, заслоняя своей чащей Снегурочку; кусты и сучья деревьев, принимающие очертания фантастических существ; светящиеся в ночной мгле светлячки, — все это выдумки Лешего, все это вариации одного мотива.

В «Летописи...» композитор отметил, что, создавая «Снегурочку», он «прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества». Опера создавалась весной и летом 1880 года в деревне Стелево, недалеко от Луги, где был «огромный лес Волчинец, поля ржи, гречихи, овса, льна и даже пшеницы, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера Врево... Отличный сад со множеством вишневых деревьев и яблонь, смородиной, земляникой, клубникой, крыжовником, с цветущей сиренью, множеством полевых цветов и несмолкаемым пением птиц» — вся природа оживляла образы оперы. Сказочное и жизненное как бы соединялось: толстый корявый сук на лесной дорожке или пень, поросший мхом, казались лешими; тройное эхо, раздававшееся с балкона, — голосами фантастических существ. Так впечатления от окружающей природы помогали художнику найти нужную музыкальную характеристику.

« к оглавлению | дальше »