Очерк жизни и творчества. Глава 4. «Садко» (продолжение)
Повесть Гоголя подверглась в либретто значительной переработке. Основной ее текст композитор сохранил, но добавил волшебные сцены, отсутствующие у Гоголя. В них в поэтической, сказочной форме рисуется борьба добрых сил природы с «нечистой силой».
Лучшие места оперы — фантастические сцены и картины природы, изображение морозной ночи, мерцания звезд, полета Вакулы на черте, восхода солнца. Вызывают улыбку юмористические характеристики Чуба, Дьяка, Головы, построенные на интонациях украинских народных песен. Однако соединение бытовых сцен с фантистическими получилось искусственное, отяжелило действие и отодвинуло на второй план самих героев — Оксану и Вакулу.
При постановке оперы Римскому-Корсакову пришлось столкнуться с самодурством царской семьи. Уже разрешенная цензурой опера едва не подверглась запрещению после генеральной репетиции. Великим князьям, присутствовавшим на репетиции, не поправилось появление на сцене Екатерины II, и они потребовали замены ее князем Потемкиным. Напрасно композитор доказывал нелепость подобного изменения. Пришлось подчиниться.
Слух о неугодности оперы царскому двору мгновенно разнесся по Петербургу: в газетах появились статьи, в которых опера осуждалась за неблагонамеренность. Некоторые из статей композитор назвал «доносом в духе религиозного и православного лицемерия».
Между тем Римский-Корсаков уже писал оперу «Садко». Новгородская былина о Садко занимает особое место в русском народном творчестве. Это одна из немногих былин, герой которой — человек искусства, певец-гусляр. Своим талантом он подчиняет силы природы, но думает не о себе, не о своем благе. Садко — мореплаватель, открыватель новых водных путей для родного Новгорода. В былине о Садко фантастика, сказочные образы сочетаются с рассказом о реальных героях, с бытовыми и жизненными коллизиями. Такое сочетание вообще характерно для былин. Именно оно и было близко композитору, в нем он видел богатство жизни, объединяющей природу и общество, реальность и мечту. Основная идея оперы — прославление силы народного искусства, воплощенного в образе Садко.
В столкновении с реальными действующими лицами и в фантастических приключениях Садко-гусляр характеризуется прежде всего песнями. Их очень много, и они разнообразны: протяжная «Ой ты, темная дубравушка», задорная хороводная, плясовая в морском царстве, богатырская — рассказ о подвигах. Мелодии их всегда яркие, музыка четкая, ясная — как сам характер героя оперы. Это особенно заметно в фантастических сценах, где Садко противостоит миру сказки.
Воссоздавая жизнь древнего Новгорода, Римский-Корсаков пользовался особенным речитативом, основанным на былинной декламации. Он хорошо изучил былинный распев знаменитых народных певцов — отца и сына Рябининых, Щеголенка — и, исходя из него, как бы возродил говор старины. Этот речитатив проходит через всю оперу, объединяет своим звучанием различные сцены и «сообщает всему произведению национальный, былевой характер», который, по словам композитора, «может быть оценен вполне только русским человеком». Фантастику, сказочность сюжета композитор передает необычными музыкальными средствами выразительности. Здесь и гамма Римского-Корсакова (известная нам по его симфонической картине), и сложные, неустойчивые, зыбкие аккорды, и редко применяющиеся увеличенные и уменьшенные лады. (Лад - система взаимосвязей музыкальных звуков, в которой неустойчивые звуки зависят от устойчивых, наиболее распространенные лады - мажор и минор.) Так же, как и в других произведениях, Римский-Корсаков показывает связь сказочных образов с реальной жизнью природы, и характеристика их вырастает из наблюдений композитора над природой. Значительность темы природы Римский-Корсаков подчеркивает вступлением — «Окиан-море синее». Композитор возвращается здесь к образам своей юношеской симфонической картины. Мотив моря — один из ведущих в опере. Он буквально пронизывает ее.
« к оглавлению | дальше »