Очерк жизни и творчества. Глава 5. Новые поиски (продолжение)

Называя классически законченную форму оперы «ржавыми цепями», Стасов глубоко ошибался. Именно «Царская невеста» истинно новаторское, реалистическое произведение. Римский-Корсаков это понимал, и «Царская невеста» стала наряду со «Снегурочкой» любимым его творением. До настоящего времени это одна из самых популярных опер великого композитора.

В 1899 году Россия отмечала столетие со дня рождения Пушкина, любимого поэта Римского-Корсакова. Уже раньше композитор не раз обращался к его произведениям. (На стихи Пушкина созданы еще два драматическихконцертных ариозо: "Пророк" и "Анчар" и восемнадцать романсов.) В дни юбилея композитор вновь вернулся к творчеству великого поэта. Почти одновременно он создал кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане».

Сюжет пушкинской сказки достаточно известен. Пользуясь им, Римский-Корсаков словно бы возвращается в фантастический и сказочный мир своих прежних опер. Обычное оркестровое вступление или увертюра, настраивающая и подготавливающая публику, отсутствует. Эту роль выполняет короткий мотив трубы, как бы говорящий: «Слушайте, слушайте, сказка началась». Затейливо и в то же время наивно-простодушно характеризуются действующие лица пролога: ленивые Ткачиха с Поварихой, мечтательная Милитриса, злобная Бабариха и глуповатый царь Салтан. Мягкий юмор, свойственный сказке Пушкина, чувствуется в начале I действия. Таковы светлые песни, рисующие детство царевича Гвидона - «Ладушки», «Заинька», в особенности же Колыбельная с хором нянюшек и мамушек, — песни, которые композитор помнил с детства, Под напевы их в России росли миллионы детей.

Композитор вплел мотивы этих песен в свою музыку. В Гвидоне он создал образ беззаботного мальчика и хотел, чтобы каждый, слушая музыку, вспоминал свое детство. Но уже в байке деда-сказочника про войну птиц и зверей из-за «лаптя старого, порванного, никому не надобного», появляется сатирический оттенок; в иносказательной форме осуждаются бесконечные войны Салтана. Сатира чувствуется и в изображения тьмутараканского царства с его тупыми дьяками, равнодушным служилым людом и беспомощным народом, не сумевшим защитить Милитрису с сыном. Подстать своему царству и царь Салтан. Основная черта его характера - тупость. Его музыкальная характеристика основывается, в сущности, на одном комически торжественном марше, которому размер и сввоеобразие инструментовки придают «игрушечное» звучание.Композитор мастерски его варьирует. Так, например, в III действии, когда Салтан вспоминает Милитрису, тема марша звучит в миноре и характер музыки получается комически-плаксивый.

Косному, тупому царю Салтану и его «добрым подданным противопоставлен мир чистых душою Милитрисы и Гвидона. Обаятельная лирическая характеристика Милитрисы строится на задушевных, близких народных песням интонациях. Таковы ее ариозо в прологе «Кабы я была царица» и и конце I действия «Ты, волна моя...», ее рассказ во II действии. Как всегда, композитор отводит значительное место картинам природы. Замечателен своей изобразительностью антракт перед II действием: ярко блестят звезды, мерно колышется бочки, то вздымаясь на гребне волны, то исчезая, слышатся горькие причитания Милитрисы и спокойный, все более крепнущий, мотив Гвидона, и наконец волна выплескивает бочку на берег.

« к оглавлению | дальше »