Очерк жизни и творчества. Глава 6. В преддверии революции (продолжение)

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», написанное в 1901 году, — одна из вершин оперного творчества Римского-Корсакова. Легенда о Китеже привлекала к себе внимание многих художников. О ней писал Короленко в повести «Светлояр» и молодой Пришвин в третьей книге очерков «Светлое озеро». Очень подробно ее рассказал в романе «В лесах» Мельников-Печорский. О заволжских местах он писал: «..Преданья о Батыевом разгроме там свежи... Укажут и тропу Батыеву, и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре. Цел тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим... Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не смогли сыскать... А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских». Предание о Китеже связано с нашествием Батыевых полчищ на Русь, с борьбой народа против татарского ига.

Либретто «Сказания» написано П. И. Бельским, ставшим после работы над «Сказкой о царе Салтане» постоянным сотрудником композитора. Превосходный математик, окончивший еще два факультета в университете - биологический и юридический, Бельский горячо любил музыку Римского-Корсакова. Композитор ценил его талантливость, прекрасное знание русской старины и древней русской литературы. В либретто «Китежа» вошли эпизоды из летописей, старинных повестей, народных песен, былин. В «замечаниях к тексту» оперы Бельский писал: «В итоге, может быть, во всем произведении ие найдется ни одной мелочи, которая так или иначе не была навеяна чертою какого-либо сказания, стиха, заговора или иного плода русского народного творчества». Из древних литературных памятников заимствованы имена действующих лиц - Февронии, князя Юрия (Георгия), Гришки Кутерьмы, даже татарских предводителей Бедяя и Бурундая.

Идея патриотического долга, народною подвига, защиты родной земли от врагов, напавших па нее, занимает в опере важное место. Героизм народа вызывает невольное уважение даже у врага. «Эх, зол народ, хоть жилы тянут, а он молчит. Пути не скажет», - говорят предводители орды.

«Сказание о граде Китеже» - произведение многоплановое. Эпическое повествование в нем соединяется с лирикой и глубокой психологичностью, фантастика — с реалистическими народными сценами. Начало оперы рисует глухие Керженские леса, «зеленую пустыню». На фоне шелеста леса, птичьих криков и щебета, гармонически с ними сочетаясь, звучит прекрасная песенная мелодия, словно согретая теплом, приветливостью. Это монолог Февронии, похвала зеленой пустыне, взрастившей, вспоившей ее. Так происходит первое знакомство с героиней оперы. Ее душевная чистота, нежность напоминают женские образы других опер композитора: Марфу, героиню «Царской невесты», а еще более Марию из «Пана-Воеводы» и Сервилию. Но жертва Марфы связана с ее покорностью, хрупкостью, неспособностью к борьбе.В характере же Февронии глубокая человечность соединилась с душевной стойкостью.

« к оглавлению | дальше »