Постановки опер Римского–Корсакова в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко
Репертуарность опер Н. А. Римского-Корсакова в Москве остается важной темой нашего разговора. В предыдущей публикации («Римский-Корсаков в Большом») мы проанализировали постановочную практику опер великого композитора на главной столичной сцене. Теперь пришло время уделить внимание и прочим московским коллективам.
Разумеется, в «малых московских операх» нет такой сложившейся традиции исполнения опер Римского-Корсакова как в Большом театре. Однако и на этих сценах оперы композитора периодически появлялись и появляются. Сегодня мы проштудируем постановочную хронику второй московской оперной компании – Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко – воспользовавшись материалами на
Постановки опер Н. А. Римского–Корсакова в Оперном театре им. К. С. Станиславского (до 1941 г.) и в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
1926 год, 28 ноября. «Царская невеста».
Постановка К. Станиславского и В. Алексеева. Дирижер – В. Сук. Художник – В. Симов. Режиссеры: З. Соколова и В. Залесская. Григорий Грязной – П. Мокеев, П. Румянцев; Малюта Скуратов – А. Детистов, А. Полянский; Лыков – С. Смирнов, Н. Платонов; Бомелий – Н. Галианджан, В. Якушенко; Любаша – М. Гольдина, С. Геликонская; Марфа – М. Шарова, Н. Ерамишанцева.
1928 год, 19 января. «Майская ночь».
Постановка К. Станиславского и В. Алексеева. Режиссеры: В. Виноградов, В. Залесская. Дирижеры: В. Сук, Б. Хайкин. Художник – М. Курилко. Голова – А. Детистов, Г. Ниверский; Левко – С. Смирнов, Н. Платонов, Д. Андгуладзе, М. Воскресенский; Свояченица – А. Росницкая, Е. Романова; Ганна – М. Гольдина, С. Геликонская, Н. Любанская, Е. Пучкова; Писарь – Н. Панчехин, П. Литвинов; Винокур – Ю. Лоран, В. Якушенко, С. Сладкопевцев; Каленик – Г. Бушуев, Д. Коренев, К. Оболенский; Панночка – Н. Ерамишанцева, М. Шарова, К. Малькова, В. Чаянова-Новелла.
1932 год, 4 мая. «Золотой петушок».
Постановка К. Станиславского. Режиссеры: В. Алексеев, В. Виноградов. Музыкальный руководитель – В. Сук, дирижер – М. Жуков. Художники: М. Сарьян (2-й акт) и С. Иванов (1-й и 3-й акты). Царь Додон – А. Детистов, Н. Панчехин; Царевич Гвидон – Ю. Лоран, В. Донец; Звездочет – С. Смирнов, Н. Платонов; Шемаханская царица – Н. Ерамишанцева, Л. Воздвиженская.
1944 год, 23 июня. «Кащей бессмертный». «Моцарт и Сальери».
Дирижер – Е. Акулов. Постановка П. Маркова. Художник – Б. Волков. Моцарт – Г. Поляков, Н. Тимченко; Сальери – В. Канделаки, Н. Панчехин.
1982 год, 21 мая. «Майская ночь».
Дирижер – В. Кожухарь. Режиссер-постановщик – И. Шароев. Художник – В. Клементьев. Голова – В. Маторин, Л. Болдин, Л. Зимненко; Левко – А. Мищевский, В. Марутаев; Свояченица – Н. Исакова, Е. Свечникова; Ганна – Ю. Абакумовская; Писарь – В. Федоркин; Винокур – В. Войнаровский; Каленик – О. Кленов; Панночка – Г. Писаренко, Л. Штанько, Л. Казарновская.
1993 год, 4 декабря. «Моцарт и Сальери» (концертное исполнение).
Дирижер – Г. Проваторов. Моцарт – Н. Гуторович, Сальери – В. Свистов.
1997 год, 29 августа. «Сказка о царе Салтане».
Режиссер-постановщик – А. Титель. Дирижер-постановщик – А. Карапетян. Художник-постановщик – Ю. Устинов. Художник по костюмам – И. Акимова. Царь Салтан – Л. Зимненко, А. Киселев; Гвидон – Р. Муравицкий, М. Урусов; Милитриса – О. Гурякова, А. Казакова; Царевна-Лебедь – Х. Герзмава, Л. Слепнева, А. Елян; Бабариха – О. Александрова; Ткачиха – О. Вознесенская, И. Гелахова, Э. Фейгинова; Повариха – А. Вознесенская, С. Сумачева, О. Луцив-Терновская; Старый дед – В. Войнаровский, Л. Бомштейн; Гонец – А. Батуркин, Н. Решетняк; Скоморох – В. Свистов, Б. Кудрявцев.
2003 год, 6 апреля. «Золотой петушок».
Дирижер – Ф. Коробов. Режиссер-постановщик – А. Титель. Художник-постановщик – В. Арефьев. Царь Додон – Л. Зимненко, Шемаханская царица – Х. Герзмава, Звездочет – С. Балашов.
2008 год, 7 февраля. «Майская ночь».
Дирижер – Ф. Коробов. Режиссер-постановщик – А. Титель. Художник-постановщик – В. Арефьев. Голова – Л. Зимненко, Д. Макаров, Д. Ульянов; Левко – С. Балашов, М. Векуа, О. Полпудин; Ганна – Л. Андреева, Н. Владимирская, Е. Максимова; Свояченица – В. Вяткина, Э. Фейгинова, И. Чистякова; Писарь – В. Свистов, Д. Степанович, Р. Улыбин; Винокур – С. Балашов, В. Марутаев, О. Полпудин; Каленик – Ф. Кудрявцев, А. Лошак; Панночка – Е. Афанасьева, В. Зайцева.
Подведем итоги. За 90 лет существования Оперы Станиславского (или «Стасика», как в просторечии называют театр меломаны) нельзя сказать, что оперы Римского-Корсакова ставились здесь уж особо часто. Более того, был долгий период (с середины 1940-х до начала 1980-х), когда в афише театра не появилось ни одной из них. В целом постановки были редки и не отличались разнообразием в выборе названий – за исключением, быть может, лишь «Кащея бессмертного» в 1944 году. Стоит упомянуть также, что однажды театр поставил балетный спектакль на музыку корсаковской «Шехеразады» - было это также в 1944 году, дирижировал С. Самосуд, хореография В. Бурмейстера.
Без преувеличения можно сказать, что интерес к творчеству композитора определенно был выражен лишь дважды. Первый период связан с отцом-основателем театра Константином Сергеевичем Станиславским, который за неполных двадцать лет пять раз обращался к операм Римского-Корсакова, результатом чего стали три осуществленные постановки («Царская невеста», «Майская ночь» и «Золотой петушок») и две так и не увидевшие свет рампы («Снегурочка» и «Псковитянка»). Примечательно, что премьера «Царской невесты» в 1926 году стала первым спектаклем, который театр сыграл на сцене Дмитровского театра, ставшего с того времени родным домом для коллектива – теперь, думается, уже навсегда.
Второй период связан с именем нынешнего главного режиссера Александра Тителя, который, опять же за неполных двадцать лет, трижды обращался к оперному наследию классика. Первым в этом списке стал «Салтан», приуроченный к 850-летнему юбилею Москвы, и пришедшийся как нельзя лучше и к случившемуся два года спустя 200-летию со дня рождения Пушкина, а последней – «Майская ночь», приуроченная к 100-летию со дня смерти Римского-Корсакова, которая оказалась в самый раз ко времени подоспевших гоголевских торжеств (200-летие со дня рождение писателя в 2009 г.). К слову именно «Майская ночь» стала самой репертуарной корсаковской оперой, к ней театр обращается уже в третий раз.