Концепция Международного оперного фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова
Дорогие друзья!
Сегодня мы обращаемся к вам с абсолютно новой инициативой. Пока она существует только в качестве идеи, только «на бумаге», как говорили в докомпьютерную эру. Но кто знает, может быть, и мы очень надеемся на это, однажды «сказка станет былью», и эта почти фантастическая сегодня идея будет воплощена в реальности.
В России давно созрела необходимость создания национального монографического оперного фестиваля. И творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова представляется наиболее благодатной почвой для реализации подобного начинания в силу различных причин, некоторые из которых излагаются ниже.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию концепцию фестиваля. Надеемся, что эта инициатива вызовет у вас интерес: последуют предложения, возможно, не только умозрительного, но и делового характера.
Концепция
Международного оперного фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова
1. Идея
Международный оперный фестиваль им. Н. А. Римского-Корсакова (в дальнейшем – Фестиваль) – монографический музыкальный форум, посвященный творчеству одного из самых великих русских композиторов. Музыка Римского-Корсакова является наиболее адекватным музыкальным выражением идентичности русского этноса, русской национальной ментальности. Как известно, Римский-Корсаков был композитором-фольклористом, интерес к русской старине, языческим культам, пантеистическим представлениям славян проходит, за редким исключением, через все его творчество. Творчество Римского-Корсакова наиболее национально самобытно, репрезентативно с точки зрения национальной идеи, национального самосознания русских. Оно прекрасно характеризует Россию, русский народ, русскую ментальность как таковую.
Оперное творчество Римского-Корсакова включает около 20 опер (15 опер собственного сочинения, а также оперы, дописанные за других русских композиторов), то есть по-настоящему всеобъемлюще и многопланово для того, чтобы послужить источником для организации полноценного оперного фестиваля в России. На сегодняшний день монографических оперных фестивалей в России нет, это абсолютная инновация для нашей страны. В то же время в Европе существует несколько монографических оперных фестивалей, которые действуют весьма успешно уже на протяжении многих десятилетий, самые известные и успешные из них – Вагнеровский фестиваль в Байрёйте (Германия), фестиваль Пуччини в Торре-дель-Лаго и фестиваль Россини в Пезаро (Италия). Для повышения статуса, престижа России, как одного из мировых культурных центров, учреждение подобного форума очень важно, необходимость в нем давно назрела.
2. Миссия
Пропаганда русской культуры и искусства посредством популяризации русской классической музыки в России и за рубежом через привлечение внимания к творчеству великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова как одному из наиболее ярких воплощений русской национальной идеи в искусстве вообще и в музыке в частности.
Творчество Римского-Корсакова столь многообразно, что вбирает в себя одновременно самые различные темы, архиважные для русского самосознания – это и фольклор, пропущенный через академическое мастерство самого высокого класса, это и русская классическая литература, в частности Пушкин (оперы «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», многочисленные романсы на стихи великого поэта), это и русская история (оперы «Псковитянка», «Царская невеста»), русское «евразийство» и взаимоотношение с Востоком (ряд опер, симфонические сюиты, романсы), наконец, это и высокие этические идеалы православия (опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).
В современных условиях возрождения России и поиска национальной идеи указанные мотивы требуют дополнительного развития и популяризации, все они являются конструктивными и системообразующими для выкристаллизовывания и утверждения русской самобытности.
3. Программная структура
Фестиваль ежегодно должен давать 5 опер в сценическом воплощении (спектакли), при этом одна постановка – абсолютно новая, 4 других – унаследованы с фестиваля прошлого года. Итого, каждая постановка будет идти 5 сезонов, пока не будет на ротационной основе заменена новым наименованием.
Кроме того, Фестиваль будет предлагать симфонические, камерные и балетные программы, но основной упор – оперное творчество композитора (спектакли и концертные исполнения). Основа репертуара Фестиваля – это 15 опер Римского-Корсакова, а также те оперы других авторов, в завершении или редактировании которых композитор принимал живейшее участие. В первую очередь это относится к таким произведениям как «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, также этот список может быть расширен за счет «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки и «Саламбо» и «Женитьбы» М. П. Мусоргского.
Одним из вариантов развития Фестиваля (по примеру Савонлиннского оперного фестиваля) может стать приглашение ежегодно на гастроли того или иного театра с постановкой одной из опер Римского-Корсакова. В этом случае возможна программа по схеме 4 + 1: 4 оперы собственного (фестивального) производства, 1 опера – приглашенная (привозная) продукция.
4. Сроки и интенсивность проведения
Фестиваль должен быть летним, начинаться 21 июня, в день смерти Римского-Корсакова и длиться около месяца. За это время помимо симфонических и камерных программ будет дано около 20 спектаклей, т.е. каждая из 5 опер пройдет в среднем 4 раза.
5. Программная структура и сроки проведения 1-го фестиваля
Первый фестиваль должен проходить в сроки с 21 по 30 июня 20… года, что для начала представляется вполне достаточным, в его рамках необходимо сделать одну оперную премьеру и ряд прочих программ (примерный план фестиваля прилагается).
Дальнейшее развитие Фестиваля (начиная со второго) пойдет по пути постепенного увеличения количества оперных постановок (по одной новой каждый год) и концертных программ, а также общего срока проведения форума.
6. Место проведения
Новгород Великий, Россия. Обоснование:
1) Римский-Корсаков - уроженец новгородской земли (г. Тихвин, родина композитора, в 1844 г., году его рождения, входил в состав Новгородской губернии).
2) Новгород – это исторический центр, ядро всей Северо-Западной Руси, предтеча Петербурга. Именно с Северо-Западной Русью так или иначе связана вся жизнь и творчество Римского-Корсакова.
3) Новгород – это место рождения легенды о Садко – лейтмотивного героя в творчестве Римского-Корсакова, именно судьбу новгородского гусляра композитор проецировал на свою жизнь. Об этом много написано, это известный факт в истории музыки. У Римского-Корсакова есть целых два весьма значительных произведения с названием «Садко» - это опера и симфоническая сюита.
4) Новгород – исключительный, уникальный культурно-исторический центр России, богатый древнерусскими памятниками, всегда привлекательный и для отечественных, и для зарубежных туристов. Его историко-архитектурные достопримечательности – прекрасное дополнение к музыкальным впечатлениям Фестиваля.
5) Новгород удобно расположен, легко доступен и из Москвы, и из Петербурга, здесь уже есть гостиницы, развитая инфраструктура и пр.
7. Информационные ресурсы
Интернет-портал
Предполагается размещение рекламы в отечественных и зарубежных СМИ с целью информирования любителей классической музыки и оперного театра о новой российской инициативе.
Администрация сайта
Программа
1-го фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова
(примерный план)
21 июня – 30 июня 20… года
21 – Открытие фестиваля. Опера «Садко» (спектакль).
22 – Симфонический концерт № 1 (только симфоническая программа: симфонии, сюиты и пр.).
23 – Опера «Млада» (концертное исполнение).
24 – Камерный концерт. В программе романсы Римского-Корсакова.
25 – Опера «Садко» (спектакль).
26 – Симфонический концерт № 2 (концерт для фортепиано с оркестром и одна из симфоний).
27 – Вечер балета (балетные постановки на музыку сюит «Шехеразада», «Испанское каприччио», «Сербская фантазия»). Любая приглашенная балетная труппа.
28 – Вечер балета (балетные постановки на музыку сюит «Шехеразада», «Испанское каприччио», «Сербская фантазия»). Любая приглашенная балетная труппа.
29 – Опера «Садко» (спектакль).
30 – Закрытие фестиваля. Гала-концерт.
Комментарий к концепции Фестиваля »