Список литературы:

Литературные сочинения:

“Нижегородцы”. Опера Направника, “СПб. ведомости”, 1869, 3 янв. (под псевд. — Н); “Вильям Ратклиф”, опера в 3-х действиях г. Кюи, там же, 1869, 21 февр.; Учебник гармонии, ч. 1—2, СПБ, 1884 — 85 (литограф, изд.), Практический учебник гармонии, СПБ, 1886; Летопись моей музыкальной жизни, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, СПБ, 1909, под ред. В. Н. Римского-Корсакова и А. В. Оссовского, М. 7'1955 [с добавлением “Дневника” и Хронографа жизни Р.-К.]; Музыкальные статьи и заметки, под ред. H. H. Римской-Корсаковой, вступ. ст. М. Ф. Гнесина, СПБ, 1911; Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений, под ред. М. О. Штейнберга, т. 1—2, Берлин — М. — СПБ, 1913; Записные книжки, Полн. собр. соч., т. IV доп., М., 1970; Полн. собр. соч., Литературные произведения и переписка, т. I— VII, M., 1955—70.

Письма:

Письма к А. П. Бородину и В. В. Ястребцеву “РМГ”, 1909, № 22—23; Переписка с В. В. Стасовым, “Русская мысль”, 1910, № 6—9; Письма Н. А. Римского-Корсакова и B. С. Калинникова С. Н. Кругликову, “Музыка”, 1910, № 2—3; Переписка с Ц. А. Кюи, “Музыка”, 1911, № 28; Из неизданных писем Н. А. Римского-Корсакова [к Н. Ф. Финдейзену], “ЕИТ”, 1913, вып. 5; Из писем к В. В. Ястребцеву, “Музыка”, 1914 M 185, 187; Переписка с А. К. Лядовым, “Музыкальный современник”, 1916, N 7; Письма к Л. И. Шестаковой, там же, 1916, октябрь, кн. 2; Письма к В. И. Суку, “Театр”, 1922, № 5; Письма к Н. Ф. Финдейзену, “Музыкальная новь”, 1924, № 4; Переписка с М. П. Мусоргским, в кн.: М. П. Мусоргский. Письма и документы, М. — Л., 1932; Из переписки H.A. Римского-Корсакова и М. П. Беляева, “СМ”, 1933, № 5; Письмо к C. И. Танееву”, там же, 1937, № 6; А. Н. Островский и Н. А. Римский-Корсаков. Письма, в сб.: А. Н. Островский и русские композиторы, М. — Л., 1937; Письмо к В. В. Васильеву “СМ”, 1939, № 4; Переписка П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Советская музыка, сб. 3, М., 1945; Два неопубликованных письма к С. И. Танееву, в сб.: Памяти С. И. Танеева, М.— Л., 1947; 2 письма к С. Н. Кругликову и 4 письма к С. П. Белановскому, “СМ”, 1948, № 4; Письма к С. И. Мамонтову и другим лицам, в кн.: Н. А. Римский-Корсаков. Сб. документов, под ред. В. А. Киселева, М., 1951; Письма к Е. Петровскому, “СМ”, 1952, № 12; Переписка С. И. Танеева с Н. А. Римским-Корсаковым, в кн.: С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1, М., 1952; Письмо к В. А. Теляковскому, “СМ”, 1953, № 10; Неизвестные письма П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, там же; Избранные письма к H. H. Римской-Корсаковой, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 2, М., 1954; Переписка с Б. Каленским, в кн.: Из истории русско-чешских музыкальных связей, сост., вступ. ст. и коммент. И. Бэлзы, сб. 1, М., 1955; Письмо к Яну Батке, там же; Письма к сыну Андрею, “СМ”, 1958, № 6; Письмо к П. Шейну, там же; 2 письма к Н. фон Болю, там же; Письмо к H. H. Иконникову, “МЖ”, 1961, № 10; Переписка с А. К. Глазуновым, в кн.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. II, Л., 1960; Переписка с А. П. Бородиным, Полн. собр. соч., т. V, М., 1963; Переписка с В. В. Стасовым, там же; Письма к M А. Врубелю, в сб.: Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике, Л.—М., 1963; Из писем Н. А. Римского-Корсакова к сыну [Андрею], “СМ”, 1964, № 2; Письмо к А. Г. Чеснокову, “МЖ”, 1964, № 10; Переписка с учениками [И. Ф. Тюменевым, М. М. Ипполитовым-Ивановым, А. С. Аренским, А. В. Оссовским, А. А. Спендиаровым, А. Т. Гречаниновым, Ф. С. Акименко, П. И. Молчановым, А. Р. Бернгардом, В. П. Калафати, Н. В. Арцыбушевым, Н. Н. Черепниным, Б. Л. Левензоном, И. О. Штейнбергом], Полн. собр. соч., т. VII, M., 1970; Письма И. И. Чернову, там же; Письмо к M. H. Бариновой, там же; Письмо к Я. В. Прохорову, там же; Из переписки с В. И. Вельским, “СМ”, 1976, M 2, 3, 6; Письмо к С. В. Смоленскому, там же, 1977, № 4.

Литература:

*** [Кюи Ц. А.], Первый концерт в пользу Бесплатной музыкальной школы, “СПб. ведомости”, 1865, 24 дек.; его же, Музыкальные заметки. Последние концерты Русского музыкального общества. Симфония г. Римского-Корсакова в руках Лядова, там же. 1866, 24 марта; его же, Первый концерт Бесплатной школы [об увертюре Р.-К.], там же, 1866, 20 дек.; его же, Музыкальные заметки. Новое произведение Римского-Корсакова, там же, 1867, 24 дек.; его же, “Псковитянка”, опера Н. А. Римского-Корсакова, там же, 1873, 9 янв.; его же, Второй концерт Бесплатной школы [“Антар”], там же, 1872, 11 янв.; его же, Концерт Самарского комитета в пользу голодающих. Новая симфония г. Корсакова и его капельмейстерский дебют, там же, 1874, 22 февр.; его же, “Майская ночь”, волшебно-комическая опера г. Римского-Корсакова. Погрешности против декламации, “Голос”, 1880, 19 ноября; его же, Общедоступный Русский симфонический концерт [фп. концерт Р.-К.], “Музыкальное обозрение”, 1885, 5 дек.; eго же, Второй Русский симфонический концерт [“Испанское каприччио”], “Гражданин”, 1887, 11 ноября; его же, Последний Русский симфонический концерт [о Фантазии для скрипки с оркестром], там же, 1887, 16 дек.; его же, Русские симфонические концерты [“Шехеразада”], “Музыкальное обозрение”, 1888, 27 okt.; его же, Третий Русский симфонический концерт [увертюра “Светлый праздник”], там же, 1888, 8 дек.; его же, “Садко”, опера-былина Римского-Корсакова, “Новости и Биржевая газета”, 1898, 6 марта; его же, “Снегурочка”, весенняя сказка Римского-Корсакова, там же, 1898, 19 марта; его же, Московская частная русская опера. “Моцарт и Сальери” А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова, там же, 1899, 12 марта; его же, Московская частная русская опера, “Боярыня Вера Шелога” Римского-Корсакова, там же, 1899, 24 марта; см. также в кн.: Кюи Ц. А., Избранные статьи, Л., 1952; А. С. [С e p о в А. Н.], Хроника. 2-й и 3-й концерты Русского музыкального общества [“Сербская фантазия”], “Музыка и театр”, 1867, № 14; его ж е, 7-й концерт Р. М. О. [“Садко”], там же, 1867, № 15; e г о ж e,... Le Tableau symphonique de m. Rimsky-Korsakow..., “Journal de St.-Petersbourg”, 1869, 12 dйcembre; см. также в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; его же, Избранные статьи, т. 2, М., 1957; Чайковский П. И., По поводу “Сербской фантазии” г. Римского-Корсакова, “Современная летопись”, 1868, 10 марта; eго же, 5-е симфоническое собрание [3-я симфония], “Русские ведомости”, 1875, 3 янв.; см. также в кн.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки, М., 1898, 2 Музыкально-критические статьи, М., 1953; Ларош Г. А., Обзор концертов Русского музыкального общества, “Современная летопись”, 1869, 26 явв.; его же, Концерты Русского музыкального общества, 7-й, 8-й и 9-й, там же, 1869, 9 марта; его же, Музыкальные очерки... О программной музыке вообще и “Антаре” г. Римского-Корсакова в особенности..., “Голос”, 1871, 29 дек.; его же, Музыкальные очерки. “Псковитянка”, опера Н. А. Римского-Корсакова..., там же, 1873, 10 янв.; его же, Музыкальные письма из Петербурга. Русская опера в первой половине сезона 1872—1873 года [“Псковитянка”], “Моск. ведомости”, 1873, 29 янв., 1 февр.; его же, Музыкальные очерки... Квартетные собрания музыкального общества и новое произведение г. Римского-Корсакова..., “Голос”, 1875, 13 ноября; его же, Два первые концерта “бесплатной школы” [“Майская ночь”], там же, 1879, 3 февр.; его же, Новая опера Н. А. Римского-Корсакова [“Ночь перед Рождеством”], “Новости и Биржевая газета”, 1895, 10(22) дек.; см. также в кн.: Ларош Г. А., Избранные статьи, вып. 3, Л., 1976; [Бородин А. П.], Концерт Бесплатной музыкальной школы. Концерты Русского музыкального общества (7-й и 8-й) [“Антар”], “СПб. ведомости”, 1869, 20 марта, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М.—Л., 1951; Фаминцын А. С., Новые русские романсы, “Музыкальный сезон”, 1870, 5 февр.; Ростислав [Толстой Ф. М.], Петербургские письма. “Антар”, две симфонии г. Римского-Корсакова, “Московские ведомости”, 1876, 18 янв.; Стасов В. В., Наша музыка за последние 25 лет, “Вестник Европы”, 1883, № 10, то же, в его сб.: Статьи о музыке, вып. 3, М., 1977; его же, Н. А. Римский-Корсаков. Биография, “Северный вестник”, 1890, № 12; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. (К 25-летнему юбилею), СПБ, 1890; его же, Дирижерская палочка Римского-Корсакова, “Новости и Биржевая газета”, 1896,1 дек.; его же, Русское музыкальное общество и Римский-Корсаков, там же, 1905, 25 марта; см. также в его кн.: С т ас о в В. В., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1906; его же, Статьи о Римском-Корсакове,М., 1953; Кругликов С. Н., “Снегурочка”, опера Н. Римского-Корсакова, “Музыкальное обозрение”, 1885, №8, 10; eго же, Два русских концерта на Парижской выставке, “Артист”, 1889, кн. 1; eго жe, H. А. Римский-Корсаков, там же, 1890, кн. 10; eго же, “Псковитянка”, “Новости дня”, 1901, 22 окт. (4 ноября); Серова В. С., “Млада”, опера г. Римского-Корсакова, “Артист”, 1893, кн. 1 (№ 26); Ястpeбцeв В. В., Несколько слов о 2-й и 3-й редакциях “Псковитянки” и о народных темах, взятых Римским-Корсаковым в эту оперу, “РМГ”, 1895, № 5—6; eго же, Материалы к биографии Н. А. Римского-Корсакова, там же, 1908, № 39—40; его же, О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова, там же; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков.Очерк его жизни и деятельности. Полный список сочинений, М., 1908; его же, Мои воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, вып. 1, П., 1917; его же, Римский-Корсаков о Вагнере. (По личным воспоминаниям), “СМ”, 1933, № 5; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания, под ред. А. В. Оссовского, т. 1—2, Л., 1959—60; Энгeль Ю. Д., По поводу увольнения Н. А. Римского-Корсакова, “Русские ведомости”, 1905, № 81, 85, 88, 89, 91, 93, 95; его же, “Псковитянка” [и “Вера Шелога”]..., “Золотой петушок”, в сб.: В опере, М., 1911; его же, Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918, М., 1971; Кашкин Н. Д., H.A. Римский-Корсаков, “Московский еженедельник”, 1908, № 37; Липаев И. В., Н. А. Римский-Корсаков. Очерк музыкальной деятельности, “Музыкальный труженик”, 1908, № 1, 4, 10, 12/13, 16/17; e г о ж е, Римский-Корсаков как военный капельмейстер, там же, 1910, № 7; Ник. Ф. [Ф и н д e й з e н Н. Ф.], Н. А. Римский-Корсаков, Биографическая хроника, “РМГ”, 1908, № 39—40; eго жe, H. А. Римский-Корсаков. Очерк его музыкальной деятельности, СПБ—М., 1908; его ж е, Редакция Римского-Корсакова “Хованщины” Мусоргского, “РМГ”, 1911, № 10; К кончине Н. А. Римского-Корсакова, там же, 1908, № 26—27; Оссовский А. В., Художественное наследство Н. А. Римского-Корсакова, “Музыкальный труженик”, 1908, № 21; его жe, H. А. Римский-Корсаков, П., 1922; его же, Н. А. Римский-Корсаков и русская культура, в сб.: Советская музыка, сб. 3, М., 1945; его же, Н. А. Римский-Корсаков, в его кн.: Воспоминания. Исследования, Л., 1968; Каратыгин В. Г., “Золотой петушок”. (Последняя опера Римского-Корсакова), “Библиотека театра и искусства”, 1908, т. 9; его же, Н. А. Римский-Корсаков, “ЕИТ”, 1909, вып. 1; eго же, Памяти Н. А. Римского-Корсакова (к 10-летию со дня смерти), “Наш век”, 1918, 8 июня; см. также в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, М.—Л., 1965; Карасев П. А., Беседы с Н. А. Римским-Корсаковым, “РМГ”, 1908, № 49; Соколов Н., Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, там же, 1908, № 39—43, то же, СПБ, 1909; Фортунато С., Воспоминания о встречах с Н. А. Римским-Корсаковым, “РМГ”, 1909, № 22—23; Глазунов А. К., Воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, “Музыкальный труженик”, 1909, № 10/11, то же, “СМ”, 1954, № 9; Прокофьев Г. П., “Золотой петушок” Римского-Корсакова, “РМГ”, 1909, № 40—41; Маслов А., Русская народная песня в произведениях Римского-Корсакова, “Музыка и жизнь”, 1909, № 6; Вронский П., Н. А. Римский-Корсаков. Биографический очерк..., СПБ, 1911; Прохоров Я. В., Элементы народности в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, “РМГ”, 1913, № 26—27, 46—52; Шeстакова Л. И., Воспоминания о М. А. Балакиреве и Н. А. Римском-Корсакове, там же, 1913, № 51—52; Гнесин М. Ф., Музыкально-научные труды Римского-Корсакова, “Музыка”, 1913, № 133; его жe, H. А. Римский-Корсаков в общении со своими учениками, “Музыка и революция”, 1928, № 7—8; его же, Музыкально-педагогические воззрения Римского-Корсакова, “СМ”, 1934, № IO; eго же, Н. А. Римский-Корсаков — педагог и человек (из личных воспоминаний), в сб.: Советская музыка, сб. 3, М., 1945; его же, Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Мысли и размышления по поводу постановки “Сказки о царе Салтане” в Мариинском театре, “Музыка”, 1915, № 214; его же, Римский-Корсаков. “Царская невеста”, там же, 1916, № 246; его же, “Снегурочка” Римского-Корсакова в Большом театре, там же, 1916, № 251; его же, Римский-Корсаков. “Золотой петушок” — небылица в лицах, “Музыкальный современник”, Хроника, 1916, № 5—6; его же, H.A. Римский-Корсаков в воспоминаниях В. В. Ястребцева, в кн.: “Мелос”, кн. 2, П., 1918; его же, Римский-Корсаков, “Сказка о царе Салтане...”, П., 1921; его же, “Сказание о невидимом граде Китеже” [Письма о русской опере и балете], Еженедельник Петроградских Гос. Акад. театров, 1922, № l0, 12; eго жe, Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970; его же, Н. А. Римский-Корсаков. Опыт характеристики, П., 1922; eго жe, H. А. Римский-Корсаков (К 20-летию со дня кончины), “Музыка и революция”, 1928, № 5—6; eго же, Русская музыка от начала XIX столетия, М.—Л., 1930, Русская музыка. XIX и начала XX века, Л., 1968; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. (1844—1944), М.—Л., 1944; его же, Николай Андреевич Римский-Корсаков. (К столетию со дня рождения), “Вестник АН СССР”, 1944, № 6; eго же, Музыка Римского-Корсакова в аспекте народно-поэтической славянской культуры и мифологии, “СМ”, 1946, № 7; eго жe, O русской природе и русской музыке, там же, 1948, № 5; его же, О чужих странах и людях, там же, 1953, № 12; eго же, Народно-патриотические идеи в русской музыке, там же, 1954, № l; его же, Встречи и раздумья, там же, 1954, № 8, 11, 1955, № 1; см. также в кн.: Асафьев Б. В., Избранные статьи о русской музыке, вып. 1—2, М., 1952; eго же, Избранные труды т. 3—4, М., 1954—55; его же, Об опере, Л., 1976; Кузнецов К., Римский-Корсаков. Этюд о музыке, Од., 1919; Римский-Корсаков А. [Н.], Тихвинский затворник, его предки и семья. Детские и юношеские годы Н. А. Римского-Корсакова, в кн.: Музыкальная летопись, статьи и материалы. Под ред. А. Н. Римского-Корсакова, П., 1922; его жe, H. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 1—5, М., 1933—46; его же, Роль учебы и самокритики в творческой деятельности Н. А. Римского-Корсакова, “СМ”, 1934, № 10; Лапшин И. П., Художественное творчество, сб. статей, П., 1922; его же, Два очерка [Философские мотивы в творчестве Р.-К.; Музыкальная лирика Р.-К.], П., 1922; Грачёв П. В., Лейтмотив в операх Римского-Корсакова, в кн.: De musica, вып. 3, Л., 1927; Пушанов В. А., Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908), Л., 1928; Mаггит С. Д., Стилистические особенности романсов Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Русский романс, Опыт интонационного анализа, под ред. Б. В. Асафьева, М.—Л., 1930; Дроздов А. Н., Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Жизнеописание и музыкальная характеристика), М., 1929; Ваинкоп Ю. Я., Н. А. Римский-Корсаков. Краткий очерк жизни и творчества. К 25-летию со дня смерти, Л., 1933; Луначарский А. В., Н. А. Римский-Корсаков. (К 25-летию со дня смерти), “СМ”, 1933, № 4; Савелова 3., Ливанова Т. Н., Указатель литературы о Н. А. Римском-Корсакове (на русском языке), “СМ”, 1933, № 3; Цуккepман В. А., Н. А. Римский-Корсаков. Краткий очерк жизни и творчества. (К 25-летию со дня смерти), М., 1933; его же, Римский-Корсаков и народная песня, “СМ”, 1938, № 10—11; его же, О некоторых чертах стиля Римского-Корсакова, там же, 1958, № 6, 10; его же, Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2 — О музыкальной речи Н. А. Римского-Корсакова, М., 1975; Яковлев В. В., Пушкин и русский оперный театр, “СМ”, 1937, № 6; eго жe, H. А. Римский-Корсаков и оперный театр С. И. Мамонтова, в сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946; его же, Пушкин и музыка, М.—Л., 1949, 2М., 1957; Гусин И. Л., Н. А. Римский-Корсаков. 1844—1908, Л., 1938; Данилевич Л. В., “Золотой петушок”, М., 1938; его же, Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Должанский А., Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908), Архангельск, 1938; Протопопов В. В., О музыкальном языке “Золотого петушка”, “СМ”, 1938, № 6; eго же, Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, Советская музыка, сб. 3, М., 1945; его же, Об учебнике гармонии Римского-Корсакова, “СМ”, 1958, №6; Големба А., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. (Беседы по истории музыки), М., 1940; Соловцов А. А., H.A. Римский-Корсаков, М., 1948, 31958; его же, Симфонические произведения Римского-Корсакова, М., 1953; его же, Жизнь и творчество H. А. Римского-Корсакова, М., 1964, 21969; Золотарeв В. А., Николай Андреевич Римский-Корсаков в Певческой капелле (из воспоминаний ученика), “СМ”, 1948, № 9; Pимская-Корсакова H. H., Н. А. Римский-Корсаков и Скрябин, “СМ”, 1950, № 5; Гозeнпуд А. А., Н. А. Римский-Корсаков (по неопубликованным документам), там же, 1950, ns 2; eго же, Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова. I. Записные книжки композитора. II. Римский-Корсаков в работе над оперным либретто, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1, М., 1953; его же, Н. А. Римский-Корсаков, Л., 1955; его же, Неосуществленный оперный замысел, в кн.: Римский-Корсаков, Исследования. Материалы. Письма, т. 2, М., 1954; его же, Н. А. Римский-Корсаков. Темы и идеи его оперного творчества, М., 1957; его же, Русский оперный театр XIX века, т. 3, 1873—1889, Л., 1973; eго же, Русский оперный театр на рубеже IX и XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904, Л., 1974; его же, Русский оперный театр между двух революций. 1905— 1917, Л., 1975; Янковский М. О., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М.—Л., 1950; его же, Стасов и Римский-Корсаков, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1, М., 1953; Н. А. Римский-Корсаков. Сборник документов, под ред. В. А. Киселева, М.—Л., 1951; Дpускин М. С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. М., Драматургия русской оперной классики, М., 1952; его же, Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1, М., 1971; Кабалевский Д. Б., Римский-Корсаков и модернизм, “СМ”, 1953, № 6—8; Бepков В. О., Учебник гармонии Римского-Корсакова, М., 1953; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1—2, М., 1953—54; Кандинский А. И., О музыкальных характеристиках в творчестве Римского-Корсакова 90-х годов, в кн.: Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1, М., 1953; его же, Римский-Корсаков, в кн.: Музыка XX века. Очерки, М., 1977; Ферман В.Э., “Черевички” (“Кузнец Вакула”) П. И. Чайковского и “Ночь перед Рождеством” Н. А. Римского-Корсакова. (Опыт сравнения оперной драматургии и музыкального стиля), в кн.: Вопросы музыкознания, вып. 1, М., 1954; его же. Оперные воззрения Римского-Корсакова, в его кн.: Оперный театр, Статьи и исследования, М., 1961; Римский-КорсаковВ.Н., Природа в творчестве Римского-Корсакова, “МЖ”, 1969, № 5; Васина - Гpоссман В. А., Русский классический романс XIX в., М., 1956; Тютьманов И., Некоторые особенности ладогармонического стиля Римского-Корсакова, в сб.: Научно-методические записки Саратовской консерватории, Саратов, 1957; Н. А. Римский-Корсаков, 1844—1908: К 50-летию со дня смерти, “СМ”, 1958, № 6 (номер посв. Р.-К.); Mалько H. А., Воспоминания о Римском-Корсакове, там же, 1958, № 8; Кисeлeв В. А., Автографы Н. А. Римского-Корсакова в фондах ГЦММК им. М. И. Глинки. Каталог-справочник, М., 1958; Степанцевич К. И., О некоторых жанрах русских народных песен в оперном творчестве Римского-Корсакова и их роли в музыкальной драматургии, в сб.: Научно-методические записки Белорусской консерватории, вып. 1, Минск, 1958; Федоровцев С., О творческих связях Римского-Корсакова с Глинкой, в кн.: Памяти Глинки. Исследования и материалы, М., 1958; его же, Некоторые вопросы содержания и формы в эстетике Н. А. Римского-Корсакова, в кн.: Эстетические очерки, сост. В, К. Скатерщиков и С. X. Раппопорт, М., 1963; Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. Статьи и материалы, под ред. С. Л. Гинзбурга, Л., 1959; Гeйлиг М. Ф., Некоторые особенности крупной формы в сказочных операх Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Научно-методические записки Саратовской консерватории, Саратов, 1959; Пузeй Н. М., Заметки о гармонии Н. А. Римского-Корсакова, в сб.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 2, Свердловск, 1959; Кpемлев Ю. А., Эстетика природы в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М., 1962; Пeтров Н. А., Государственный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине Ленинградской области. Краткий очерк-путеводитель, Л., 1964; его же, Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова. Тихвин, Л., 1969; Кунин И. Ф., Римский-Корсаков, М., 1964 (Жизнь замечательных людей); его жe, H. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах. М., 1974; Быстрова M., H. А. Римский-Корсаков. 1844—1908. Указатель литературы, Л., 1968; Цендровский В. М., Увертюры и вступления к операм Римского-Корсакова, в сб.: Вопросы теории музыки, ред.-сост. С. С. Скребков, М., 1968; 125 лет со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова, “СМ”, 1969, № 3 (номер посв. Р.-К.); Орлова А. А., Римский-Корсаков В. П., Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова. Летопись жизни и творчества, вып. 1—4, Л., 1969—73; Бакулин В., Лейтмотивная и интонационная драматургия в опере Римского-Корсакова “Царская невеста”, в сб.: Вопросы оперной драматургии, сост., ред. и предисл. Ю. Н. Тюлина, М., 1975; Eвсeeв С. В., Римский-Корсаков и русская народная песня, М., 1970; Гуpeвич В., Оркестровая драматургия “Хованщины” в редакции Римского-Корсакова, в сб.: Вопросы оперной драматургии, М., 1975; Оперы Римского-Корсакова. Путеводитель, М., 1976; Gilseder Pals N. van, N. A. Rimsky-Korsakow, Lpz., 1914; его же, N. A. Rimsky-Korsakow. Opernschaffen nebst Skizze ьber Leben und Wirken, P.—Lpz., 1929; Markevitch I., Rimsky-Korsakov, P., 1934; Abraham G. H., On Russian music, N. Y., l939; его же, Rimsky-Korsakov. A short biography, L., 1945; Вurian К. V., N. A. Rimskij-Korsakov, Praha, 1949; Stromenger K., Mikotaj Rimski-Korsakow, Wroclaw, 1950; Hofmann R. M., Rimski-Korsakov, sa vмe, son ?uvre, P., 1958; Feuer M., Rimszkij-Korszakov, Bdpst, 1966.

Биография »
Основные даты жизни и деятельности »
Список сочинений »