Комментарий к концепции Фестиваля

Более года назад на нашем сайте была опубликована концепция Международного оперного фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова (МОФиНАРК) / International Rimsky-Korsakov Opera Festival (IRKOF). Несмотря на то, что пока реальных продвижений в воплощении этой идеи не наблюдается, мы продолжаем думать о том, чтобы «сказка стала былью». В этом направлении были предприняты определенные усилия (презентация идеи фестиваля на первой Международной конференции «Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе» в Санкт-Петербурге, переговоры с известными продюсерами И. Воронцовым и В. Ивановым, и пр.), пока, правда, ощутимых результатов не давшие.

Но сегодня наш разговор не об этом. Сегодня мы хотели бы вернуться к концепции фестиваля, затронув только один ее аспект – место проведения этого музыкального форума. В концепции была выдвинута идея о проведении фестиваля в Новгороде Великом, причем было дано вполне логичное ее обоснование: древний русский город мыслился как «место рождения легенды о Садко – лейтмотивного героя в творчестве Римского-Корсакова», героя, судьбу которого «композитор проецировал на свою жизнь». И это действительно так: у Римского-Корсакова есть целых два весьма значительных произведения с названием «Садко» - это опера и симфоническая сюита. Кроме этой указывалось еще четыре причины, в силу коих Новгород представляется весьма благодатным местом для проведения фестиваля – факт рождения композитора на новгородской земле, культурно-историческое значение города как одного из важнейших центров формирования русской цивилизации, его выгодное расположение и пр.

Но мы не догматики. Раз выдвинутая идея – это лишь предложение к обсуждению, приглашение к дискуссии. И Новгород – не единственное место в России, где бы фестиваль мог состояться. Для нас гораздо важнее, чтобы музыкальный форум такого рода обрел свои реальные очертания в принципе, а место его проведения – не является вопросом первостепенной значимости. Поэтому сегодня мы вновь вернулись к этой теме с тем, чтобы поразмышлять о том, где бы еще было уместно проводить такой фестиваль. Предлагаем в это связи еще ряд идей.

Псков – место действия первой оперы композитора «Псковитянка», а также оперы-пролога к ней «Боярыня Вера Шелога». Кроме того, Псков имеет определенный опыт проведения оперных фестивалей, в частности, летом этого года в Псковском Кремле был реализован грандиозный проект по постановке первой оперы композитора силами Большого театра России. Идею организовать в этом городе оперный фестиваль на постоянной основе озвучивали губернатор Псковской области Андрей Турчак и глава Российского государственного театрального агентства Давид Смелянский.

Нижний Новгород - именно в нижегородских землях, в Заволжье, на берегу озера Светлояра, происходит действие самой монументальной оперы композитора «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В отличие от Новгорода Великого и Пскова, не имеющих постоянных оперных театров, в столице Приволжского федерального округа оперный театр имеется, причем с давними традициями – именно он мог бы стать базой проведения летнего оперного фестиваля.

Александров – этот небольшой город Владимирской области (бывшая Александрова Слобода) является знаменитым место в русской истории 16 века, связанным с именем царя Ивана Грозного. Именно в Александровой Слободе разворачивается действие самой популярной оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». В городе сохранился уникальный культурно-исторический объект – дворцово-храмовый комплекс, бывший резиденцией царя в 1564 – 1581 гг., на территории которого возможно проведение фестиваля.

Петербург - бывшая официальная столица Российской Империи и нынешняя культурная столица Российской Федерации особо не фигурирует в творчестве композитора, появляясь лишь раз эпизодически в опере «Ночь перед Рождеством», когда кузнец Вакула прилетает на бесе к царице Екатерине II за черевичками для своей возлюбленной Оксаны. Однако, именно в Петербурге прошла вся жизнь композитора, именно в этом городе он творил, премьеры большинства его опер, других сочинений прошли в городе на Неве. Несмотря на то, что Римский-Корсаков не петербуржец по рождению, со своим родным городом Тихвином по большому счету он связан мало: уехав оттуда в возрасте двенадцати лет, композитор побывал там только однажды в связи с похоронами отца. Вся же его жизнь, и в первую очередь все его творчество связаны с Петербургом, с Петербургской консерваторией, профессором которой он состоял 37 лет и которая ныне носит его имя. Поэтому проведение фестиваля здесь представляется как нигде уместным.

Несмотря на то, что сегодня в Петербурге проводится множество всевозможных фестивалей («Звёзды белых ночей», «Площадь искусств», «Дворцы Санкт-Петербурга» и пр.), потенциал города в этом плане далеко не исчерпан. Основной площадкой фестиваля в этом случае видится Театр оперы и балета Консерватории имени Римского-Корсакова, имеющей полноценный театральный зал. Кроме того, у консерватории имеется опыт проведения различного рода подобных мероприятий, последним по времени был фестиваль «Под знаком вечности», в финале которого прозвучала опера Римского-Корсакова «Царская невеста» с участием Сергея Лейферкуса. В насыщенной театрально-музыкальной афише северной столицы, тем не менее, имеется свой «мёртвый сезон» - это август, когда грандиозный фестиваль Мариинского театра «Звёзды белых ночей» уже завершен, а очередной театральный сезон еще не открыт. В этот период времени в городе сохраняется прекрасная погода, он полон иностранных туристов, а культурных событий (спектаклей, концертов) в нем явно недостаточно. Время и место – самые благоприятные!

Александр Матусевич

21.11.2010

Концепция Международного оперного фестиваля им. Н. А. Римского-Корсакова »