«Китеж» на оркестровом фестивале

Объединенный симфонический оркестр Саратова Фестиваль симфонических оркестров мира прошел в российской столице уже в шестой раз. Красивейший зал Москвы – Колонный зал Дома союзов – к сожалению давно выпавший из академической афиши столицы по халатному недосмотру ее властей, на одну июньскую неделю становится подлинным центром притяжения для всех музыкантов Белокаменной: едва ли какие еще музыкальные события, происходящие в эти дни в Москве, способны конкурировать с оркестровым фестивалем.

У этого форума уже сложилось свое реноме, сформировалось свое лицо. Он предлагает по-настоящему интересные программы и по-настоящему интересные коллективы. Если взглянуть на афишу пяти предыдущих фестивалей, то от обилия великих имен и знаменитых оркестров захватывает дух. В этом году у фестиваля появился и еще один плюс: это прекрасно организованная рекламно-информационная составляющая, за которую теперь отвечает команда из Московского международного дома музыки, уникального столичного многофункционального центра исполнительских искусств, работающая всегда четко и профессионально (руководитель пресс-службы – Вероника Камаева).

Нынешний фестиваль посвящен оркестровому искусству стран Восточной Европы. Географический акцент появился у фестиваля не так давно (в прошлом году в Москве гостили оркестры из стран Азии), но это оказалось интересной новацией. Музыканты из Польши, Чехии, Румынии, а также, конечно же, России представили взыскательной московской аудитории интересные программы, состоящие как из музыки своих именитых соотечественников, так и мировую классику.

Среди океана симфонической музыки на этот раз на фестивале прозвучало одно произведение, которое можно условно отнести к жанру оперного симфонизма. В обрамлении таких титанических опусов как «Манфред» Чайковского и «Скифская сюита» Прокофьева была исполнена сюита из великой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Ее сыграл 9 июня Объединенный симфонический оркестр Саратова под управлением маэстро Юрия Кочнева. Этот коллектив вбирает в себя лучшие оркестровые силы Саратовского театра оперы и балета и Саратовской филармонии.

Стоит заметить, что концерт саратовцев, прошедший на высоком уровне, где не было и тени провинциальности, запомнился, прежде всего, исполнением именно этого произведения. Широкий, распевный, тембристый, иногда, быть может, излишне (для западноевропейского репертуара или слишком европеизированной, до известной степени универсалистской музыки Чайковского) жирный, мясисто-масляный звук саратовского оркестра как нельзя был кстати в чисто русской оперной литературе – с ее мощными мелодиями, буйными фанфарами и величавым колокольным перезвоном. Возможно, одна из причин этого – основа коллектива, которую составляет оркестровые силы именно оперного театра.

Четыре части сюиты («Похвала пустыни», «Свадебный поезд», «Сеча при Керженце», «Невидимый град») были проведены маэстро Кочневым на одном дыхании – четко, упруго, ярко. Очевидно, что музыка Римского-Корсакова близка дирижеру, он знает, как подать ее интересно: ему удается передать и тайну восхищения мирозданием и лирику в «Пустыне», и просветленное умиротворение в финале, и ожесточение неравного боя с врагом в гениальной «Сечи». Слушая саратовцев, будто воочию видишь светлые образы великой оперы – глубоко национальные и христиански-универсальные одновременно.

Александр Матусевич

На фото: Объединенный симфонический оркестр Саратова

10.06.2011