Одна капля яда и одна пощечина

Моцарт и СальериИ все это в один вечер. 7 октября в Нижегородском академическом театре оперы и балета им. А. С. Пушкина состоялось первое представление нового спектакля, соединившего одноактные оперы – Н. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и А. Николаева «Граф Нулин». Маленькая трагедия и шутливая поэма Александра Сергеевича, воплощенные в музыке, впервые явились на нашей сцене в таком тандеме.

Хотя прежде эти произведения отдельно друг от друга здесь уже шли. В 1983 году на гастролях в Москве коллектив представил столичным меломанам первую в стране постановку оперы А. Николаева «Граф Нулин» и работа творческого коллектива во главе с режиссером О. М. Дадишкилиани была принята восторженно. В беседе накануне нынешней премьеры по этому же сочинению Отар Михайлович подчеркнул: он вернулся к яркому материалу, но не к прежней своей версии. Постановка образца 2011 года получилась совершенно иной.

- Музыка Алексея Александровича Николаева, нашего современника и, кстати, ученика Шебалина, очень интересная, - комментирует О. М. Дадишкилиани, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Белоруссии. – Это своего рода коллаж, в котором талантливо и остроумно соединены отзвуки произведений классиков, мы узнаем реминисценции, например, из Моцарта, Глинки. Что касается самой поэмы «Граф Нулин» - по сути это водевиль. Но он принадлежит перу Пушкина! Поэтому главная задача была в том, чтобы не переборщить с комизмом, сохранить тот высокий вкус, который присущ великому автору во всем.

По признанию Отара Михайловича, найти выверенные краски помогли ему исполнители, которые увлеченно включились в творческий поиск. У каждого, свидетельствует постановщик,  пушкинский персонаж приобретает дополнительные своеобразные штрихи и даже незначительные роли имеют яркий колорит. А работы некоторых маститых солистов, занятых в веселой премьере, пожалуй, удивят и тех, кто знает их прежнее творчество.

Менее, чем «Нулин», населена опера «Моцарт и Сальери». Но режиссерскую задачу это не облегчает. Глубина конфликта и философский масштаб литературного первоисточника, конгениальная ему музыка Н. Римского-Корсакова – соответствовать такому материалу непросто. Тут важно найти очень точный и достойный оригинала постановочный ключ. Задача для режиссера тем более увлекательная, что О. М. Дадишкилиани впервые обратился к этой камерной опере классика.

- Мне кажется, я нашел свой подход к ней. Пушкинскую мысль о том, что гений не может быть злодеем, что в основе высокого творчества обязательно лежит и высокая этика, удалось воплотить в ряде образных решений. В том числе актерских. А в нашей премьере «Моцарта и Сальери» заняты как опытные исполнители, так и очень молодые дебютанты.

Режиссер отмечает и плодотворность своего творческого партнерства с дирижером-постановщиком нового спектакля Романом Демидовым, в практике которого это всего лишь вторая полностью самостоятельная работа в таком качестве.

Итак, две пушкинские истории, в которых игру страстей завершили где капля яда, где звонкая пощечина,  снова разворачиваются на подмостках нашего главного музыкального театра.Возвращение в афишу «Моцарта» и «Нулина» весьма кстати. Именно в Болдино в 1830 году великий поэт сочинил шедевральную маленькую трагедию и тогда же написал «Заметку о «Графе Нулине», отбиваясь от «ребяческой критики» этого уже опубликованного своего сочинения. Новый спектакль пополняет богатую антологию пушкинских постановок театра, носящего имя поэта. К тому же премьера – своеобразный творческий подарок к  юбилейному, 25-му всероссийскому фестивалю оперного и балетного искусства «Болдинская осень». Он стартует  17 ноября и обещает незабываемые впечатления. Одним из сенсационных моментов нынешнего праздника Пушкина, музыки и театра станет участие народного артиста СССР Владислава Пьявко. Вместе с плеядой столичных звезд он выступит в гала-концерте «Страсть любви». И это далеко не все сюрпризы нынешней «Болдинской осени».

Ирина Мухина, «Нижегородская правда», 16 октября 2011 года

06.11.2011