«Садко» в вопросах и ответах. К предстоящей премьере в Красноярске

«Садко» в вопросах и ответах История о былинном герое Садко, который в поисках богатства и счастья побывал и в дальних странах, и в чертогах Морского царя, уже второе столетие с успехом идет в оперных театрах мира. С шестого июня приключения Садко будут разворачиваться на сцене Красноярского театра оперы и балета.

Что?

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко» – полусказочная опера-былина, завораживающая и поражающая своей красотой и волшебством. Здесь рядом оказываются реальные и сказочные персонажи, русская и восточная культура, земной мир и подводное царство, лебедушки оборачиваются прекрасными девами, а простой гусляр становится обладателем несметных богатств.

О чем?

Содержание оперы главным образом заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», в соединении со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». «Время действия, повествуемое былиною, относимое обыкновенно к XI—XII столетиям, перенесено в полусказочную-полуисторическую эпоху только что водворившегося в Новгороде христианства, когда старые языческие верования были еще в силе.

Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей, упомянутые в партитуре, заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний. Былина о Волхве Всеславиче и песня о Соловье Будимировиче взяты прямо из народного эпоса, лишь с надлежащими сокращениями и изменениями.

Былина о Садке проходит на фоне большого средневекового торгового города, каким был в период своего расцвета Великий Новгород с его богатыми купцами, ездящими «торговать по всем местам, по всем прочим городам по дальним», строящим «палаты белокаменные», сооружавшими храмы с позолоченными «крестами-маковицами».

Вымысел или реальность?

Новгород в течение долгого времени, с XII до XV века держал в своих руках весь товарный транзит с Запада на Русь, и это монопольное положение на русском рынке явилось основой его богатства и политического могущества. Новгород не мог миновать ни один заморский купец. Сам Садко – лицо историческое. Под 1167 г. Новгородская летопись пишет, что «заложил Садко Сытинич церковь каменную» во имя Бориса и Глеба, над Волховом. Постройка этой церкви, очевидно, способствовала сохранению в народной памяти и самого имени нашего героя и предания о его богатстве и строительской деятельности.

Декорации Большого в Красноярске?

В постановке оперы «Садко» на красноярской сцене будет восстановлено художественное оформление спектакля, созданное народным художником СССР Ф. Ф. Федоровским для Большого театра. Он был большим знатоком быта и искусства Древней Руси — былины и эпические сказания, предания и легенды влекли Федоровского, в них он находил источник своего творческого вдохновения. Декорации и костюмы Федоровского, созданные к опере «Садко», имели столь высокую художественную ценность, что в 1950 году за эту работу художник был удостоен Сталинской премии первой степени.

Еще несколько интересных фактов о Ф. Ф. Федоровском. Это он спроектировал всем известные красные пятиконечные звезды-символы на башнях Кремля. А всемирно знаменитый занавес Большого театра также является авторской работой Федоровского.

Газета «Krasoper@news», № 3 (8), апрель 2012

18.05.2012