«Снегурочка»: летние впечатления

А. Калагина – Снегурочка и В. Вьюров – Мизгирь Нынешнее лето напомнило нам в очередной раз, насколько человек, несмотря на все достижения научно-технического прогресса, зависит от прихотей природы. О неумолимости её законов рассказывает и опера Н. А. Римского-Корсакова по драме А. Н. Островского «Снегурочка», две новые постановки которой были представлены петербуржцам в июне и июле. Это «эскиз спектакля» молодого режиссёра детского музыкального театра «Зазеркалье», студента IV курса СПбГАТИ (курс н. а. России, профессора А. Петрова) Василия Заржецкого и версия для плейера з. д. и. России Иркина Габитова, явившаяся частью проекта Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем».

Оба режиссёра – и начинающий, и умудрённый опытом – пошли по пути сокращения партитуры, исключив некоторые сцены, номера, реплики и уменьшив количество действующих лиц, чтобы сосредоточить внимание на линии главных героев. Детям, главным посетителям театра «Зазеркалье», трудно выдержать представление, длящееся более четырех часов, так же как и огромной, неоднородной в плане вкусов и предпочтений, зрительской аудитории, расположившейся на лужайке Елагина острова под открытым небом.

27 июня на показе «эскиза» В. Заржецкого не было ни оркестра (партию фортепиано исполняла Я. Русинова), ни хора - «эскиз» он и есть эскиз, заявка на будущее. Полноценная премьера назначена на март 2013 года. Режиссёр и его молодёжная команда трактовали сказочно-реальный сюжет оперы как своеобразную игру. У них даже не одна Снегурка, а сразу две. Слова Островского о двойственности главной героини (сначала холодной, затем страстной), авторы спектакля интерпретировали визуально, разделив партию между двумя исполнительницами. В. Лукьяненко и О. Васильева показались одинаково виртуозными и в вокальном, и в актёрском плане.

Художники О. Шуршина и А. Левданский выстроили на фоне кирпичных, выкрашенных в черный цвет стен закулисья (зазеркалья «Зазеркалья») горизонтальные и вертикальные лабиринты из деревянных, наподобие детского конструктора, деталей-лесенок – то это были лесные трущобы, то завалинки и плетни Берендеевки. А ещё использовались многочисленные люки – как дома-землянки, волшебное озеро, место гибели Снегурочки.

В обстановке, напоминающей дворовую игровую площадку, кипели не детские страсти. Молодыми исполнителями Д. Росицкой – Лель, О. Шуршиной – Купава, К. Жаровину — Мизгирь любовная линия «Снегурочки» была буквально присвоена режиссёром: их взаимодействие на сцене, с благословения «премудрого» Берендея – А. Росицкий, происходило очень естественно и живо. Они спасались тёплыми вязаными жакетами и джемперами от вызванного гневом Ярилы холода, от снегопада, начинающегося и прекращающегося по знаку Весны – В. Егорова и Мороза – А. Подмешальский. Вот только уместна ли курящая мама Снегурочки в этом уголке для игр?

В отличие от камерной постановки В. Заржецкого, спектакль И. Габитова, состоявшийся 15 июля, должен был представлять собой масштабное сказочно-обрядовое действо на фоне ландшафтного парка возле дворца на Елагином острове. Но из-за угрозы дождя представление пришлось поместить под оперативно сооруженную крышу, что несколько смазало впечатление. Центром концепции художника-постановщика Ю. Гольцовой явился зеркальный солнечный диск, возвышавшийся на ступенях дворца, лучи-ленты которого, как бы согревая всё живое и неживое, повторялись в дизайне сказочных деревьев и костюмов персонажей, в убранстве чучела Масленицы и в украшении бубнов бирючей. Всполохи красных ленточек эффектно сопровождали сцену таяния Снегурочки. Постоянно меняющаяся цветовая партитура вторила ярким тонам костюмов главных героев, отражаясь в зеркале-солнце и оттеняя льняные одежды берендеев.

В блестящий ансамбль солистов Мариинского театра: А. Калагиной – Снегурочка, Н. Евстафьевой – Лель, Е. Акимова – Берендей, И. Банника – Мороз, А. Герасимова и А. Зорина – бирючи органично влились А. Попандопуло – Купава, С. Сидорова де Санги — Весна и В. Вьюров – Мизгирь из Михайловского. Лирическая драма, мастерски исполненная, развернулась в окружении игривой и сочувствующей «толпы весёлых берендеев» - камерного хора Смольного собора (художественный руководитель – з. а. России В. Беглецов).

С последними звуками оркестра Государственного Эрмитажа – дирижёр, н. а. России С. Стадлер, который провёл спектакль на одном дыхании, без антракта, начался-таки дождь, видимо, сдерживаемый на протяжении всего представления Ярилой-солнцем.

Людмила Баканова
Музыкальная жизнь, № 8, 2012, с. 41

На фото: А. Калагина – Снегурочка и В. Вьюров – Мизгирь

02.09.2012