Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)
Осенью 1862 года по инициативе А. Рубинштейна в Петербурге открылась первая русская консерватория, и он стал ее директором. Если задачей БМШ было музыкальное воспитание широких слоев населения, то консерватория должна была дать стране «русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем искусстве средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как должен трудиться всякий уважающий себя и свое искусство...». Цели и задачи консерваторского образования были высказаны А. Рубинштейном в статье, в которой он стремился подготовить общественное мнение к открытию консерватории. В той же статье он писал: «Да устройте консерваторию, дайте знание человеку, желающему исключительно предаться своему искусству, и тогда пусть себе любители занимаются музыкой для собственного удовольствия.»
Балакирев и его соратники выступали против консерватории, опасаясь, что обучение в ней приведет к академической приглаженности, к потере национальной самобытности. Однако их опасения не оправдались. Русские консерватории воспитали блестящую плеяду музыкантов. Уже первый выпуск Петербургской консерватории дал миру П. И. Чайковского. Был неправ и Рубинштейн, когда в начале своей деятельности недооценивал своеобразие русского искусства и не уделял его изучению достаточного внимания. Впоследствии он это понял. Легко себе представить, как бурлящая музыкальная жизнь тех годов могла подействовать на молодого моряка, возвратившегося па родину после почти трехлетнего отсутствия.
В 1805 году Римского-Корсакова с частью первого флотского экипажа перевели в Петербург в береговую службу. Юноше казалось, что в плавании он «все забыл», что любовь к музыке в нем «заглушена», что он не сможет вернуться к занятиям ею. Однако в дружеской атмосфере балакиревского кружка талант его стал быстро развиваться. Собрания у Балакирева, где проигрывали и обсуждали новые сочинения, много играли в 4 руки, рассказы Балакирева о спевках и репетициях, об известных музыкальных деятелях, с которыми он теперь часто встречался, его музыкальная эрудиция и дирижерское искусство — все вызывало восторг юного композитора, «казалось исполненным какой-то таинственной прелести» и побуждало его самого к творчеству.
В декабре 1865 года в открытом, публичном исполнении прозвучала Первая симфония, доработанная Римским-Корсаковым после окончания плавания. Это первое крупное произведение композитора, во многом еще незрелое, но вместе с тем самобытное, свидетельствовало о появлении в музыкальном мире большого, своеобразного таланта. Критики встретили симфонию благожелательно.
«В особенности адажио (II часть — П. О.), построенное на народной песне «Про татарский полон»... прелестью инструментовки, впрочем, не изысканной, не бьющей на эффект, новизной формы и более всего свежестью чисто русских поворотов гармонии, изумило всех», — отзывался о симфонии П. И. Чайковский. Интересно отметить, что эта статья положила начало многолетней критической деятельности Чайковского.
« к оглавлению | дальше »