Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)
«Каменный гость» Даргомыжского — произведение, непохожее на обычные оперы. Музыка в нем не разделена на арии и ансамбли. Написанная на полный текст трагедии Пушкина, опера строится на сплошном, очень выразительном, драматическом речитативе (за исключением двух песен Лауры).
«Каменного гостя» исполняли у Даргомыжского вначале в отрывках, а с осени 1868 года и полностью. Тяжело больной Даргомыжский знал, что дни его сочтены. Часто он говорил: «Если я умру, то Кюи докончит «Каменного гостя», а Римский-Корсаков его наинструментирует». Даргомыжский скончался через несколько месяцем, в январе 1869 года, но он успел все сочинить, кроме заключения 1-й картины. Оркестровать же пришлось все. С этой задачей Римский-Корсаков справился блестяще. Через при года после смерти автора, в 1872 году, опера уже исполнялась на сцене Мариинского театра.
Для композиторов Могучей кучки Даргомыжский был «великим учителем музыкальной правды». Влияние его отразилось на творчестве Римского-Корсакова, в частности в первой его опере «Псковитянка», и в выразительных речитативах других его опер, более же всего в опере «Моцарт и Сальери» с ее свободным ариозно-речитативным построением.
На вечерах у Даргомыжского молодой композитор познакомился с сестрами Пургольд. Обе девушки отличались незаурядной музыкальностью. Старшая из них, Александра Николаевна, вскоре стала исполнительницей вокальных произведений балакиревцев, а в ряде случаев и вдохновительницей их творчества. Младшую, Надежду Николаевну, отличную пианистку, Мусоргский ласково называл «нашим милым оркестром». Прекрасная музыкантша, она серьезно изучала теорию музыки и пробовала свои силы в композиции. Романс Римского-Корсакова «Ночь», посвященный ей, открыл серию вокальных произведений, сочетавших лирику природы и чувств. «При всей красоте его романсы почти все были довольно спокойны и даже чуточку холодны. Теперь пришла для него другая пора...», — писал Стасов.
Надежда Николаевна принимала горячее участие в создании «Псковитянки» — первой оперы Римского-Корсакова. Она проигрывала эскизы, обсуждая их с автором, даже инструментовала несколько отрывков. Одно из писем композитора к ней свидетельствует о роли, которую она сыграла в завершении оперы: «Увертюра от первой до последней нотки принадлежит нехорошей девочке, которую я очень, очень люблю». Взаимное глубокое чувство связало судьбу молодых людей. В июне 1872 года Надежда Николаевна стала женой композитора.
1871 год, время окончания «Псковитянки», отмечен особенной дружбой Римского-Корсакова с Мусоргским. Друзья даже жили в одной комнате. Оба они служили. Мусоргский уходил ежедневно к 12 часам утра, Римский-Корсаков — два раза в неделю к 9. Как могли они сочинять не мешая друг другу? Римский-Корсаков отвечает на это в «Летописи»: «С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем... и дело устраивалось как нельзя лучше».
« к оглавлению | дальше »