Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (окончание)
Римский-Корсаков все глубже и глубже проникал в тайны любимого искусства. Он не пропускал ни одной возможности еще чему-нибудь научиться.
Весной 1873 года он охотно согласился инспектировать морские музыкантские оркестры. На квартире его появились различные духовые инструменты. Он учился играть на них, разучивал упражнения, отрывки пьес. «Ты спрашиваешь, на каком инструменте он теперь играет, — писала про мужа Надежда Николаевна, — но лучше спросить, на каких, потому что в настоящее время в нашем доме находятся тромбон, туба, валторна, корнет, труба, флейта и две дудочки. Из всей этой компании он больше всего упражняется на тромбоне, который очень полюбил и на котором разыгрывает разные мелодии, для чего иногда даже уходит в чемодан (комната в мезонине), чтобы не так слышно было». Энтузиазм захватил и Бородина, который часто присоединялся к занятиям Римского-Корсакова. Бородин играл на флейте, немного на гобое и легко приспособлялся для игры на трубе.
С настойчивостью, которую он вкладывал во все, что делал, Римский-Корсаков проверял военные оркестры, разучивал с ними нужный репертуар — в Кронштадте, Николаеве, на севере или юге России — всюду, где было нужно. Он репетировал по два-три раза в день, отдавая иной раз этому делу 11 часов неутомимого труда. В пользе своей работы он не сомневался — никогда еще музыкантские команды не играли так стройно. Он занимал должность инспектора оркестров флота вплоть до увольнения из морского ведомства в 1884 году.
В 1873 году Балакирев оставил БМШ, не имея нравственных сил выдержать натиск реакции, травлю, которая велась против него, надломился и, под влиянием ряда жизненных неудач, временно отошел от музыки. Депутация от учащихся школы обратилась к Римскому-Корсакову с просьбой заменить Балакирева. Отказать им Римский-Корсаков не мог: БМШ оказалась перед угрозой закрытия, и он стал дирижировать также концертами школы, согласился вести ее сложные административные дела.
В 70-х годах сестра Глинки Людмила Ивановна Шестакова решила издать все партитуры гениального брата. И опять Римский-Корсаков не остался в стороне: вместе с Балакиревым и Лядовым он редактирует и попутно изучает творения великого композитора. В то же время он собирает и обрабатывает народные песни, в результате чего составляет сборник «100 русских народных песен». Углубляясь в изучение народного творчества, композитор познакомился с трудами и собраниями народной поэзии Сахарова, Шеина, Афанасьева.
Литературные памятники русской старины глубоко заинтересовали Римского-Корсакова, побуждая возвратиться к творчеству. И вот позади «ученические» годы, когда он терпеливо овладевал тайнами мастерства. После большого перерыва он взялся наконец за создание второй оперы — «Майская ночь».
« к оглавлению | дальше »