Очерк жизни и творчества. Глава 3. Поэт оркестра (продолжение)
Стоит только внимательно вслушаться в звучание сюиты, чтобы убедиться, что в использовании лейтмотивов есть нечто общее, и при этом в основе своей они не изменяются. Так, например, тема Шахриара становится темой могучего моря и неведомого врага, идущего войной на царевича Календера; всегда она связана с образом мужественным, величавым, грозным. Тема Шехеразады сохраняет нежный, трепетный характер и чаще всего связана с лирическими образами сказок. Развитие тем создает впечатление изменчивости, чудесных превращений, подчеркивает сказочность повествования.
Включая в сюиту сказку о Синдбаде-мореходе, композитор не стремился изобразить в музыке его приключения в дальних странах и морях. Он нарисовал лишь картину морского простора и плывущий по нему корабль. Главное в эпизоде о Синдбаде — морской простор. Мелодия Шахриара звучит на фоне мерного движения, передающего могучие взлеты волн океана, но характер ее стал другим — более спокойным, эпическим. Заканчивается она короткими, отрывистыми аккордами — словно всплеском волны. Создавая картину моря, композитор применяет прием секвентного развития, то есть повторения мелодии с другой высоты, с другого звука. Соответственно меняется и весь строй музыки, она словно «переплескивается» то в одну, то в другую тональность. Возникает образ зыбких волн моря, колышущихся в их единообразном вечном движении.
Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом: отдельные тональности и созвучия ассоциировались у него с определенным цветом: например, тональность Фа мажор — с зеленым, а Ля мажор — с розовым цветом. Звуки и краски сливались в его восприятии в одно поэтическое целое. «А что касается до пребывания в Ля мажоре, которые Вы мне желаете, — писал он Н. И. Забеле-Врубель, — то скажу Вам, что ограничусь и Ми-бемоль мажором для себя; — это тоже не худо; а Ля мажор к моему возрасту не идет. Это тональность молодости, весны — и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень и все луга усыпаны цветами; тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, а уже весь восток пурпуровый и золотой».
В I части Шехеразады, в картине могучего моря, композитор использует такие тональности, которые связывались в его представлении с темно-синими, сапфировыми, зелеными красками, зеленоватого и сине-серого или синего со стальным оттенком, то есть с красками переливающейся морской волны.
Другая тема этой части — спокойная тема скользящего по волнам корабля. Ее окружают нежные, манящие звучания. Даже изображение моря становится иным — оно словно ласкает путешественника. Нежная тема Шехеразады сливается с легким ропотом ветерка, но ветер крепчает, вздымаются огромные валы с пеной на хребтах, грозно звучит начальная тема, теперь очень похожая на тему вступления.
Но вот опять звучит тема корабля, Синдбад и его спутники не погибли. Вновь налетает ветер, но нет в нем прежней силы, и вновь, в конце I части возникает образ корабля, плывущего по успокоенному морю и словно исчезающего в морской дали.
« к оглавлению | дальше »