Очерк жизни и творчества. Глава 4. «Садко» (продолжение)
Центральная в опере сцена — площадь на берегу озера — широкая картина народной жизни. В пестрой сутолоке толпы композитор словно зарисовывает отдельные группы — калик перехожих, скоморохов, купеческих богатеев, настоятелей и готовых им услужить волхвов, «выпускающих» на Садко губительную волшебную силу. Все сочетается, все соединено ясной музыкальной формой — рондо (Рондо — форма музыкального произведения, основанная на многократном повторении главной темы (рефрена) в чередовании с различными эпизодами), сообщающей всей картине художественную стройность. Прекрасен конец картины: Садко, выигравший заклад, снаряжается в дальнее плавание. В ответ на песни иноземных гостей он запевает старинный былинный запев: «Высота ли, высота поднебесная, глубота, глубота Окиан море, широко раздолье по всей земле...». Нельзя не обратить внимание на красоту этих слов, вместе с мелодией передающих ощущение русских просторов и радостное стремление их разведать. Садко запевает ее как народный певец, выразитель дум и чувств своего народа.
Дружина на кораблях подпевает Садко. Лучи заходящего солнца освещают мачты и паруса отплывающих кораблей, и песня теряется вдали. Грандиозный народный хор, поддерживающий Садко, означает и ответ на песни иноземных гостей, и прославление родины. Путешествие Садко, его приключения у Морского царя и венчание с Волховой в подводном царстве — воплощение мечтаний гусляра о чудесах дальнего плавания. Поэтому музыка здесь развивает прежние характеристики.
В наказание за бедствия, причиненные людям, Морской царь лишается своей власти, царство его погружается во тьму. Садко должен вернуться в Новгород, а Волхова превратиться в реку. В трогательной Колыбельной она прощается с любимым. Любовь к Садко и страдания переродили ее. Музыка Колыбельной близка протяжным народным песням. Волхова выражает людские чувства языком людей. В нежной задушевной мелодии Колыбельной слышится и один из мотивов Садко: человечность Волховы идет от ее любви к гусляру. Мелодия Колыбельной повторяется несколько раз. При этом аккомпанемент к ней варьируется, расцвечивается подголосками, раскрывающими все богатство темы. А между строфами каждый раз звучит глухо, как напоминание о сказке, ставшей явью, фантастическая гамма (тон-полутон-тон-полутон). Образ Волховы родствен образу Снегурочки. Но смерть Волховы другая. Она сознательно идет на гибель ради Садко. Тут и трагическая покорность судьбе, и подвиг самопожертвования.
Последние слова Волховы, как и Снегурочки, — о любимом: «Полонили сердце мне твои песни чудные...», «Вариации ее колыбельной песни («Сон по бережку ходил». — И.О.), прощание с Садко и исчезновение — считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания», - писал Римский-Корсаков в «Летописи...»
« к оглавлению | дальше »