Очерк жизни и творчества. Глава 5. Новые поиски (продолжение)
Композитор убедился, что найденный им стиль тоньше передает душевный мир, чувства людей. Как всегда, когда его увлекало что-либо новое, он писал много, почти безостановочно. Осенью 1897 года, в гордом сознании своей творческой силы, он сообщил своему другу Кругликову:
«Известие о том, что я сочинил 39 романсов и оперу «Моцарт и Сальери», действительно ложно, ибо я написал 40 романсов, 2 дуэта, «Моцарта и Сальери», кантату для сопрано, тенора и хора с оркестром «Свитезянка», да сверх того трио для фортепиано, скрипки и виолончели, но только в наброске, который теперь буду отделывать... Переехал в Петербург в сентябре, еще написал кое-что - скажу после...».
Опера «Моцарт и Сальери» написана почти на полностью сохраненный композитором текст одноименной трагедии Пушкина. Характер пения в этой опере — декламационный, свободно и гибко передающий малейшие оттенки текста. Замечателен в этом смысле знаменитый монолог Сальери: «Все говорят нет правды на земле»- одно из самых сильных мест в опере.
Композитора беспокоила скромность оркестровых красок, лаконичность оперы. Он опасался, что опера окажется слишком интимной, камерной, способной произвести впечатление только в домашнем исполнении, «в комнате с фортепиано». Сценическая судьба оперы рассеяла эти сомнения. Летом 1898 года в домашнем кругу Шаляпин исполнил всю оперу (т. е. пел обе партии - за баса и тенора) под аккомпанемент С. В. Рахманинова. «Я редко получала такое наслаждение», — писала композитору Забела-Врубель, присутствовавшая на этом вечере. В ближайшем сезоне опера шла в Мамонтовском театре. Декорации Врубеля, изображавшие комнату Сальери и номер в гостинице Золотого Льва, прекрасно сочетались с музыкой, воссоздававшей стиль XVIII века. Слушатели «были тронуты и очарованы», — сообщал после премьеры Кругликов, - зрительный зал словно замер, «никто не кашлянул в переполненном зале...» В роли Сальери блистал «бесподобный Шаляпин».
В 1898 году композитор создал еще одну оперу-миниатюру, одноактную «Боярыню Веру Шелогу». Стремясь к драматургической стройности «Псковитянки», Римский-Корсаков не включил в либретто своей оперы I действие драмы Мея. Однако трагическая судьба Веры Шелоги привлекала его внимание еще в 70-х годах.
Вера Шелога, мать Ольги, склонившись над колыбелью малютки-дочери, с ужасом и страхом ждет возвращения мужа - боярина Шелоги. Оленька родилась в его отсутствие, а отец ее сам Грозный царь. Центральный эпизод оперы - полный драматизма рассказ Веры о ее любви к царю Ивану. Внимание композитора сконцентрировано на изображении душевного состояния героини - ее горячности, искренности, ревнивой тоски и страдания. Развязка оперы - краткая и драматическая. Сестра Веры Надежда заявляет, что Оля ее дочь, и тем спасает Веру. «Боярыня Вера Шелога» - совершенно законченное самостоятельное произведение, но вместе с тем его можно рассматривать как пролог к монументальной «Псковитянке».
Едва закончив «Боярыню Веру Шелогу», Римский-Корсаков, не дав себе ни дня отдыха, занялся сочинением оперы «Царская невеста» по одноименной драме Мея. В основе сюжета - подлинный исторический факт - женитьба Ивана Грозного в 1571 году на дочери купца Василия Собакина Марфе.
« к оглавлению | дальше »