Очерк жизни и творчества. Глава 5. Новые поиски (продолжение)
Марфа совсем не похожа на Любашу. Она тоже всей душой любит, но, как и она сама, любовь ее светлая, чистая. В Марфе и простодушие, и тонкость душевная. Мелодия ее первой арии - «Как теперь гляжу на зеленый сад» - относится к самым красивым в русской музыке. Общее звучание арии мягкое, словно светящееся тихой радостью, надеждой на счастье.
В предсмертной арии Марфы композитор раскрыл новый облик Марфы - страдающей и гибнущей. В бреду она принимает царский терем за знакомый ей с детства сад, а Грязного за Лыкова. Когда она обращается к нему, звучит тема ее первой арии (исполняет кларнет). Нежная мелодия доносится словно издалека, интонации же Марфы тревожны и напоминают тему Грязного. Так музыка дополняет текст, показывая, что светлые видения детства - лишь мечты, воспоминания. Конец арии - развитие темы «златых венцов», мечты Марфы о свадьбе. Прекрасная мелодия течет плавно, нежный мерцающий аккомпанемент подчеркивает ее хрупкость. Недаром Грязной сравнивает несчастную девушку со скошенным белым цветком, пташкой с подстреленным крылом. Марфа безропотно подчинилась принуждению, но чувство ее к жениху сохранилось. Цельность характера и чистота душевная приводят ее к неизбежной гибели.
В беседе на пирушке у Грязного, в сцене с Марфой, Лыков характеризуется несколько внешне, мы не узнаем его чувств и мыслей. Поэтому впоследствии композитор прибавил в III действии арию «Туча ненастная мимо промчалася». Жених Марфы Лыков противопоставлен Грязному. Радостное, возбужденное звучание оркестра, стремительный плясовой размер предваряет широкую открытую мелодию, создающую облик Лыкова, доверчивого, полного светлых надежд, не видящего дурного в людях. Лирика сочетается в ней с удалью. В средней части арии глубокая нежность характеризует его бережную любовь, чуждую эгоизма, к Марфе. Повторение первой части воспринимается как преобладание юношеской веры в счастье над опасениями, высказанными Лыковым раньше. Мелодическая щедрость, гибкость характеристик действующих лиц в ансамблях, драматизм музыки роднят «Царскую невесту» с операми Чайковского, в первую очередь с «Чародейкой». Несомненно, что композитор испытал на себе воздействие опер Глинки с их отточенностью и художественной законченностью каждой сцены. Вместе с тем «Царская невеста» яркое выражение лирического стиля самого композитора. Ей «предшествовал целый ряд этюдов в виде 40—50 романсов и «Моцарта и Сальери», которые совместно изменили в значительной мере стиль моего письма, и этот стиль весь вылился пока в „Царской непссте"». Таково было мнение композитора.
Уже в следующем сезоне опера была поставлена в Москве в театре Мамонтова. Почти сразу же она была принята в другом частном театре — харьковской труппе, гастролировавшей в Петербурге. Спектакли имели блестящий успех. Московская критика отмечала, что композитору удалось согласовать законченность музыкальной формы с верностью выражения драматических положений. Однако композитор натолкнулся на непонимание даже таких близких ему людей, как Надежда Николаевна и Стасов. Их недоумение вызвал стиль оперы «с возвращением, впрочем высокомастерским и талантливым, к условным формам прежней оперы, с ариями, дуэтами и пр. Словно Римский-Корсаков говорил приближающемуся столетию: «Вот и новое, вот и старое. Можно быть талантливым и и цепях и без цепей. Выбирай, что хочешь». Мне кажется, — писал Стасов, что XX столетие выберет отсутствие ржавых цепей».
« к оглавлению | дальше »