Очерк жизни и творчества. Глава 6. В преддверии революции (продолжение)
А в тридесятом царстве, в таинственном саду, среди цветов ярко пылающего мака и бледно-лиловой белены, Кащеевна готовит волшебный, дурманящий сознание напиток и точит меч: сперва она одурманит Ивана-Королевича, лишит его воли, а затем убьет. Музыка этой сцены чарующе красива, фантастична по звучанию. Жестокость Кащеевны воплощена в ее арии: маршевый ритм придает музыке решительный, энергичный характер, в оркестре словно бы слышится присвист стали. Но когда Иван-Королевич, выпив колдовской напиток, засыпает, Кащеевна не в силах его убить: она его полюбила. Внезапно влетает Буря-Богатырь - олицетворение стихийной народной силы. Кащей послал его к дочери с наказом убить Королевича, но слова Кащея смещались у своевольного гонца с мольбами и стонами Царевны. Иван-Королевич догадывается, что Кащей держит в плену его невесту. С Бурей-Богатырем спешит он к дворцу Кащея. Вслед за ними летит и Кащеевна, в душе которой борются любовь, ревность и злоба.
Королевич прилетает первым. Он находит полузамерзшую Царевну, засыпанную хлопьями снежной вьюги, и отогревает ее своей лаской. Царевна и Королевич пытаются бежать из Кащеева царства, по их настигает Кащеевна. Однако бороться с Иваном Королевичем она уже не может: злоба ее надломлена и чувство любви в ней одерживает верх. Она манит Королевича сказочным царством, предлагает Царевне свободу, лишь бы он остался. Напрасно. Она ненавистна Королевичу. Он не забыл ее коварные чары, помнит, что она его опоила волшебным зельем, чтобы забыл он невесту. Царевна не так сурова. Она верит в искренность любви Кащеевны, сочувствует ее страданиям и, охваченная жалостью, целует ее как сестру. Сердце Кащеевны смягчается, она плачет от умиления. Но в ее слезах - гибель Кащеева царства, а сама она превращается в плакучую иву. Последние слова ее полны любви. Это роднит ее с другими фантастическими образами Римского-Корсакова - Снегурочкой, Волховой - жертвующими своей жизнью во имя любви.
Кащей даже в последние минуты перед смертью грозит, проклинает, старается кого-то погубить. Жизнь его обрывается на яростном крике: «Сгублю, сгублю, дыханьем отравлю!». Только теперь, в конце онеры, когда ему самому становится очевидной собственная гибель, Кащей запевает свою тему. И тогда сразу раскрывается ее существо. Именно теплота человеческого голоса подчеркивает и беспощадно разоблачает безжизненность темы Кащея.
Со смертью Кащея рушится и ею царство. Царевна и Королевич свободны. Буря-Богатырь распахивает перед ними ворота и ликует с ними: «На волю, на волю!» Сброшены оковы, угнетавшие все живое. Всюду появляются молодые побеги. Голый Кащеев двор покрывается травой, и сквозь распахнутые порота видны поля, покрытые весенней, свежей зеленью, освещенные солнцем. Опера кончается радостным, светлым весенним призывом: «О красное солнце, свобода, весна и любовь!»
Написанная в преддверии революционных событий, опера имела большой успех у демократической публики. С огромной силой она прозвучала во время студенческих волнений 1905 года.
« к оглавлению | дальше »