Очерк жизни и творчества. Глава 7. Последняя опера (продолжение)
Но вот, в конце оперы, царь отказывается выполнить свое обещание Звездочету и убивает мудреца. Расплатой за преступление становится его собственная гибель: Золотой петушок с тихим звоном слетает со спицы, кружит над Додоном и клюет его в голову. Додон падает бездыханным, а Шемаханская царица исчезает со смехом. Музыка резко изменяется. В скорбном хоре, отпевающем царя, слышится плач, горе, уже не холопов, а народа. Подчинение царю привело к катастрофе. Отчаяние, недоумение, тревога и тоска звучат в заключительных фразах: «Что даст новая заря, как же будем без царя?».
Додонову царству противопоставлены сказочные персонажи - Шемаханская царица, Звездочет и Золотой петушок. В противовес грубой, примитивной музыке, рисующей Додона, музыка, характеризующая волшебные персонажи, изысканна и красива, ей свойственны некоторая таинственность и неясность. Более всего это относится к Шемаханской царице. Чарующе звучит ее обращение к солнцу при первой встрече с Додоном. Переливы гармоний и мелодии создают образ обольстительной восточной красавицы. Характер ее сложен, она увлекает Додона к гибели. Красота ее страшна своей безжалостностью. Шемаханская царица отталкивающа своей холодностью, равнодушием к гибели людей. Когда Додон убивает Звездочета, она восклицает:
«Их не балуй.
Нам на то и дан холоп:
Не понравился - и хлоп!»
Ее коварство родственно жестокости самого царя. Однако во II действии, когда она издевается над Додоном, мы ей сочувствуем: царь смешон и противен. Образ Звездочета также двойствен. Музыка, сопровождающая его появление, как бы передает мерцание ярких звезд, вспыхивающих на темном небе. Роль Звездочета написана для тенора, поющего на очень высоких звуках. При этом применяется особый прием — пение фальцетом. Необычайное звучание голоса подчеркивает сказочность образа, но вместе с тем вносит комические черты в его характеристику. В черновых вариантах своей сказки Пушкин назвал Звездочета шемаханским мудрецом. Придавая его музыкальной характеристике восточный склад, композитор сближает его с Шемаханской царицей и тем самым как бы дает понять, что Звездочет и Шемаханская царица давно знакомы, и их встреча в царстве Додона не случайна. Звездочет дарит Додону мудреную игрушку - механического Золотого петушка, который должен ограждать покой Додона, охранять его безмятежный сон. На самом же деле он дважды возвещает о войне, а в конце оперы карает царя смертью. Мотив петушка проходит через всю оперу: им в своеобразной напряженной звучности трубы с сурдинами начинается опера, им она и заканчивается.
« к оглавлению | дальше »