Очерк жизни и творчества. Глава 7. Последняя опера (продолжение)
Однако и в Любенске невозможно было оградить композитора от волнений. Вскоре пришло письмо управляющего императорскими театрами, который сообщал, что «Петушок» по требованию цензуры не пойдет на сцене. Здоровье Римского-Корсакова опять ухудшилось. В ночь на 8 июня над Любенском разразилась гроза. У Римского-Корсакова повторился приступ удушья, приведший его к смерти. В это время за окном раздался сильный удар грома, а вслед за ним шум начавшегося летнего дождя...
Со смертью Римского-Корсакова закончилась целая эпоха в новой русской музыке. Он похоронен в Александро-Невской лавре, рядом с Глинкой, Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, Чайковским и другими композиторами. Царское правительство ничего не сделало для увековечении его памяти. Постановлением Советского правительства к столетию со дня его рождения в Тихвине, в доме, где родился композитор, учрежден мемориальный музей. Перед зданием Ленинградской консерватории поставлен памятник работы скульпторов Н. Боголюбова и В. Ингала, а консерватории, которой он отдал столько заботы и труда, присвоено его имя. Каждому молодому музыканту, переступающему ее порог, невольно вспоминаются слова Глазунова о своем учителе и друге: «Мы потеряли одного из людей, подобных которому не было и, может быть, больше никогда не будет. Николай Андреевич был великий гений с пытливым умом и высокой душой».
Произведения Римского-Корсакова принадлежат к лучшим творениям русского реалистического искусства. Близость к народному искусству, проникновение в его сущность позволили композитору показать в своих произведениях событии далекой старины, явления природы и картины народной жизни, раскрыть чувства, думы и чаяния народа. Неустанные творческие поиски привели композитора к созданию своеобразною эпического вида оперы, включающего в себя и реальные картины жизни, и волшебные, сказочные образы, и повествование, и лирику, и юмор, и драматические сцены.
Влюбленный в красоту своей родины, глубоко чувствовавший связь сказочных образов народного творчества с живой природой, «с земной жизнью», по выражению самого композитора, он находил для своей музыки удивительные, необычные звучания, неизвестные до него гармонии. Он открыл новые выразительные свойства музыкальных инструментов, обогатил музыку новыми сочетаниями их и создал совершенно особое, «корсаковское» звучание оркестра. Его новаторство соединялось с развитием традиций Глинки, с опорой на интонации народной песни. «К сущности, мой род - это сказка, былина, и непременно русские», — говорил композитор. Действительно, большинство его произведений написано на сюжеты из русской истории, преданий или сказок, из русской литературы. Однако он создал и ряд замечательных произведении на основе украинской, польской, сербской, испанской народной песни.
« к оглавлению | дальше »