Д. Е. Луконин. Н. А. Римский-Корсаков и "Беляевский кружок". Примечания.
1 См.: Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. М., 1934. С. 36.
2 См.: Курбанов М. М. Воспоминания о беляевском кружке и о «беляевских пятницах» // Памяти Митрофана Петровича Беляева: Сб. очерков, статей и воспоминаний. Париж, 1929. С. 126–127.
3 Никольский П. П. Воспоминания о М. П. Беляеве // ОР РНБ. Ф. 406. Оп. 1. Д. 335. Л. 3.
4 Стасов В. В. Митрофан Петрович Беляев: Биографический очерк // Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. 5А. М., 1980. С. 121.
5 Глазунов А. К. Памяти М. П. Беляева // Памяти Митрофана Петровича Беляева…: С. 17.
6 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 149.
7 Глазунов А. К. Указ соч. С. 18. А. Н. Римский-Корсаков вспоминал, что «К этому чувству социальной связи и родственности [Глазунов, как и Беляев, происходил из зажиточной купеческой среды] присоединялось у М. П. своего рода отеческое чувство по адресу Глазунова, как композитора, который складывался, вырастал и выходил в большие люди на руках М. П. Это было как бы его дитя, на которого им возлагались великие надежды и которого он не знал, как достаточно холить и любить». (Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков: Жизнь и творчество. М., 1936. Вып. 3. С. 60.)
8 В. М. Беляева, дочь мецената, вспоминала: «Отец мой его обожал. Мнение и взгляд «Толечки» были для него законом! при встречах они всегда нежно целовались, и отец не мог прожить дня без А. К. Помню, раз отец сказал мне со слезами на глазах: «Толечку мало кто ценит и понимает, так как он того заслуживает! Это идеалист в глубоком смысле слова, не говоря уже о том, какой это большой художник, такие люди редко рождаются. Цени его и гордись его дружбой!» (РГАЛИ. Ф. 796. Оп. 1. Д. 15. Л. 3 об.)
9 Римский-Корсаков А. Н. Указ. соч. С. 60.
10 См.: Никольский П. П. Указ.соч. Л. 6.
11 Янковский М. О. Вехи жизненного пути // Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. Т. 1. С. 23.
12 См.: Михайлов М. К. А. К. Лядов: Очерк жизни и творчества. Л., 1985. С. 25.
13 См., напр.: Михайлов М. К. Указ. соч. С. 24–25; Ганина М. А. А. К. Глазунов: Жизнь и творчество. Л., 1961. С. 21–23.
14 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 154.
15 Там же. С. 147.
16 Там же. С. 162.
17 Очень убедительно писал об этом в своих воспоминаниях И. И. Витол: «Вечера у Римского-Корсакова имели закрытую, интимную окраску. Музыкальная часть этих вечеров, естественно, в первую очередь составлялась из произведений самого хозяина дома или из новинок какого-нибудь видного гостя, и уж, конечно, здесь не мог обрести новый приют пестрый «приход» Беляева». – Витол Я. Воспоминания, статьи, письма. Л., 1969. С. 72. Таким образом, в противоположность «русской музыке» у Беляева кружок Римского-Корсакова существовал вокруг музыки самого Римского-Корсакова. К тому же с конца 80-х годов окружение Римского-Корсакова изменяется за счет «новой» молодежи, поклонников композитора, которые не смешивались с «беляевцами». – Римский-Корсаков А. Н. Указ. соч. Вып. 4. М., 1937. С. 13–18.
18 Янковский М. О. Указ. соч. С. 35. В другой работе М. К. Михайлов также пишет об этих двух явлениях в стиле «противопоставления»: «…многие из его учеников [Римского-Корсакова] входили в беляевский кружок, а некоторых он приглашал на свои домашние музыкальные вечера. – Михайлов М. К. Н. А. Римский-Корсаков – воспитатель композиторов // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы / Под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1959. С. 44
19 М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело. С. 4.
20 Шефер Ф. Издательская идея М. П. Беляева // Памяти Митрофана Петровича Беляева: Сборник очерков, статей и воспоминаний. С. 45.
21 М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело. С. 16.
22 Квартира М. П. Беляева была оборудована специальным залом для музицирования, в котором могло собираться большое количество людей. М. М. Курбанов упоминает о том, что по карнизу этого зала С. П. Беляевым были укреплены портреты композиторов в подарок брату. – Курбанов М. М. Указ. соч. С. 104.
23 Датировка «беляевского кружка» 1880–90-е годы, указанная Ф. М. Лурье (Лурье Ф. М. Петербург 1703–1917: История и культура в таблицах. СПб., 2001) – неверна. В 1880 г. еще не было никакого кружка, тем более на улице Николаевской, 50, как помечено у Ф. М. Лурье. Конец кружка также не 90-е годы, а 1904 г. – год смерти М. П. Беляева.
24 См.: Дианин С. А. Бородин. Жизнеописание, материалы и документы. М., 1960. С. 33, 125, 130.
25 Арцыбушев Н. В. Дело М. П. Беляева // Памяти Митрофана Петровича Беляева… С. 25. «Николаю Васильевичу Арцыбушеву, ввиду особой корректности его внешнего облика и изящной манере себя держать, Беляев дал шутливое прозвание "барин", которое для близких друзей его так и осталось за ним навсегда». – Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 79.
26 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 162.
27 «Благодаря рекомендации Н. А. я нашел в лице известного мецената М. П. Беляева издателя моих сочинений, а впоследствии – большого друга», – вспоминал Н. А. Соколов. – Соколов Н. А. Воспоминания о Римском-Корсакове. СПб., 1908. С. 27.
28 Не всегда Римский-Корсаков был проводником первого знакомства своих учеников с Беляевым. Н. Н. Черепнин вспоминал, что впервые познакомился с ним летом 1894 г. в Ораниенбауме, где, бывая на даче у Ц. А. Кюи, сошелся с Беляевыми (Митрофаном Петровичем и Валей) и был приглашен уже на их дачу для игры в четыре руки с хозяином. Однако тот же Н. Н. Черепнин далее настаивал, что «Николай Андреевич Римский-Корсаков ввел меня в музыкальную семью русских композиторов, сплотившихся под его художественным стягом, вокруг известного русского издателя и мецената Митрофана Петровича Беляева», имея в виду совершенно новый этап «вхождения» в кружок. – Указ соч. С. 36, 63.
29 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 68.
30 Курбанов М. М. Воспоминания о беляевском кружке… С. 138.
31 «Через моего учителя я вошел в среду музыкантов, объединявшихся вокруг М. П. Беляева», – писал Оссовский. – Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования… С. 70.
32 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 151–152.
33 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 36.
34 Беляев даже упоминает в письме к Копылову, что последнему «угодно было (когда-то)» называть его отцом. – РО РИИИ. Ф. 8. Разд. XII. № 6. Л. 2.
35 Чтобы избежать той ситуации, о которой Римский-Корсаков красочно писал: «Их увольняли из капеллы, снабдив некоторой выслуженной ими суммой денег, на все че-тыре стороны, невежественных и не приученных у труду. Из них выходили писцы, прислуга, а в лучших случаях невежественные регенты или мелкие чиновники. Многие спивались и пропадали». – Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 152. Известно, к примеру, что М. А. Балакирев узнавал у А. К. Глазунова нельзя ли принять мальчиков работниками в книжный магазин (Глазунов был из семьи зажиточных книгопродавцев). – ОР РНБ. Ф. 41. Оп. 1. Д. 909. Л. 17–18.
36 Беляев у поминает в письме к жене 23 сентября 1894 г., что «Володя Полтавцев уехал в Харьков на весь сезон играть на тамошних театрах». ОР СПбГК. Архив М. П. Беляева. № 388. Л. 1 об.
37 Его перу принадлежит речь памяти М. П. Беляева, зачитанная на заседании указанного общества 11 января 1904 г. и опубликованная в № 4 Русской музыкальной газе-ты за 1904 г. (стб. 97–101). В этой речи он освещал деятельность Беляева в обществе камерной музыки и некоторые аспекты его завещания.
38 Шмулевич А. А., Мусабеков Ю. С. Указ. соч. С. 66.
39 Никольский П. П. Указ. соч. Л. 10–11.
40 Каратыгин В. Г. Памяти Н. А. Соколова… С 118.
41 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 69–70.
42 Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования... С. 70–71.
43 Об этом писал Р. М. Глиэр: «Я понял, что в этом кружке не любят нашего всесильного московского «самодержца» В. И. Сафонова. «Кто любит Сафоноза, пусть уходит!» – внезапно заявил Беляев. Никто, конечно, не двинулся с места. Тут-то начали честить Сафонова! Римский-Корсаков не принимал в этом участия, однако реагировал на каждую веселую шутку с видимым удовольствием». – Глиэр Р. М. Указ. соч. С. 48.
44 См. напр.: Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 6. М., 1965. С. 20–21.
45 См.: Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования… С. 84–86. Вряд ли возможно приписывать «антискрябинские» решения Попечительного Совета только деятельности одного Н. В. Арцыбушева.
46 Стасов В. В. Митрофан Петрович Беляев: Биографический очерк… С. 125; Его же. Митрофан Петрович Беляев. Некролог // Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. 5А. М., 1980. С. 333.
47 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 154, 162.
48 Курбанов М. М. указ. соч. С. 123.
49 Из воспоминаний Б. В. Асафьева // Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование: Статьи и материалы / Под ред. С. Л. Гинзбурга. Л., 1959. С. 217.
50 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3. Ч. 2 (1900–1906). М., 1962. С. 52.
51 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 161.
52 Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М., 2004. С. 141.
53 Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. М., 1958. С. 171. Сам Римский-Корсаков писал в это время жене, Н. Н. Римской-Корсаковой: «Вообще я замечаю в себе громадную перемену после поездки за границу. Я отдохнул и отвык от музыки, и все, что я ни слышу теперь, мне не нравится. …Полагаю, что большая часть русской школы — не музыка, а холодное и головное сочинительство. Ты в ужас приходишь от моих слов; но что же делать, если мне это так представляется и я потерял возможность вкушать и чувствовать то, что казалось вследствие долгой привычки хорошим… Не сожалей, душа моя, что я разорвал записную книжку в порыве дурацкой злобы и что теперь я не припоминаю того, что там было. Право, все, что там было записано, не стоит и гроша, ибо представляет образчики нежелаемого сочинительства. – Римский-Корсаков: Исследования, материалы, письма. Т. 2. М., 1953. С. 61.
54 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 7А. М., 1981. С. 183.
55 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 2 (1880–1894). С. 262.
56 Ошибка Стасова, адрес Беляева, где проводились «пятницы» – Николаевская, 50. Николаевская, 52 – это адрес его соседа, Лядова.
57 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1963. С. 408.
58 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 7А. С. 183.
59 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 212.
60 Никольский П. П. Указ. соч. Л. 10.
61 Оссовский А. В. Воспоминания. Исследования. Л., 1968. С. 88. Действительно Его Превосходительству г-ну Оссовскому, в советское время скромно называвшему себя «чиновником Министерства юстиции» (РО РИИИ. Ф. 8. Разд. XI. № 18. Л. 1), видимо, достаточно нелегко было представить такое естественное желание, как «подкормиться».
62 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 74.
63 Никольский П. П. Указ. соч. Л. 3.
64 Беляев В. М. Глазунов. Т. 1. Жизнь. Спб., 1922. С. 58.
65 Курбанов М. М. Указ. соч. С. 124. Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 267. Никольский П. П. Указ. соч. Л. 4.
66 Как, например, в доме Д. М. Леоновой. – Курбанов М. М. Указ. соч. С. 104.
67 Н. Н. Черепнин вспоминал: «Играл Митрофан Петрович с неутомимым увлечением и любил, проиграв пьесу, поговорить о ней. Многие его суждения были весьма интересны и самобытны, а иногда и совершенно для меня неожиданны». – Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 36. Ему вторит Р. М. Глиэр: «С первого взгляда Беляев произвел на меня сильное впечатление своей внушительной и красивой внешностью, энергичной, образной речью, обнаруживавшей острый, самобытный ум и сильную волю. Наша первая с ним беседа была о музыке, точнее о камерной музыке, которую Беляев страстно любил и отлично знал». – Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. М., 1975. С. 46.
68 ОР СПбГК. Архив М. П. Беляева. № 6116/4.
69 А в 1894 г. 9 сентября Беляев проводил уже третью «пятницу», т. е. начались они 26 августа. – ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 3. Д. 2505. Л. 9.
70 Курбанов М. М. Указ. соч. С. 152.
71 38 писем Ан. К. Лядова и В. В. Стасова. Пг., 1916. С. 4.
72 Курбанов М. М. Указ. соч. С. 152.
73 Там же. С. 154–155.
74 Там же. С. 149.
75 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 154.
76 РО РИИИ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 145. Л. 1–1 об.
77 Никольский П. П. Указ. соч. Л. 9.
78 Н. Н. Черепнин (Указ. соч. С. 64) пишет о пяти квартетах, но, видимо, это ошибка. Остальные мемуаристы говорят именно о трех квартетах, по словам П. П. Никольского (Указ. соч. Л. 5). «очень редкое исключение, четыре».
79 Курбанов М. М. Указ. соч. С. 150.
80 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 154.
81 Так 6 окт. 1889 г. Глазунов писал Беляеву: «Ввиду того, что завтра к Вам собирается столько квартетистов, не добудете ли каких-нибудь нот: октетов, двойных квартетов…» – ОР РНБ. Ф. 187. Д. 714. Л. 65. Известно и другое его письмо: «Сегодня к Вам нагрянет целая ватага: собирается В. П. Петров и Алфераки (скрипач) с братом. Может быть, Вы достанете каких-нибудь октетов и двойной квартет Шюре? [У Беляева была огромная камерная библиотека с богатым выбором произведений.] Я пишу также к Витолю, чтобы пришел поиграть альта». – ОР РНБ. Ф. 187. Д. 714. Л. 66. 16 февраля 1893 г. Беляев писал Копылову: «Милостивый государь Александр Александрович! Прошу Вас покорнейше в эту Пятницу 19 февраля непременно быть у меня – иначе расстроится исполнение предполагаемых октетов. Пожалуйста, не откажите. – ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 3. Д. 2505. Л. 3.
82 Витол Я. Указ. соч. С. 60.
83 ОР СПбГК. Архив М. П. Беляева. № 6629.
84 ГЦММК. Ф. 41. Д. 271. Л. 1.
85 А В. В. Стасов неоднократно вспоминал, как он «принимал участие» в работе над портретом: «Мне тогда показалось, покуда Репин еще писал портрет, что около груди пустое пространство, ничем не наполненное, и потому портрет немного терял своей силы и красоты, да притом слишком заметно нет руки. Услыхав мои слова и доводы. Репин даже вскрикнул от удовольствия. «Вы правы, вы правы! — заговорил он с оживлением и горячностью. — Правда, правда, тут пустое место и руку надо!» И он тотчас, сразу, заговорил, что напишет вашу правую руку и что Вы пальцами притрогиваетесь к бороде своей — Ваш тогда обычный жест. Так и было сделано, и успех в конце концов вышел неожиданный, громадный. …А помните Вы, Митрофан Петрович, начало всего этого дела? Однажды Репин мне вдруг говорит: «А какая славная фигура, какая красивость и значительность в этом Вашем Беляеве! Я часто рассматриваю его в концертах Дворянского собрания и все только больше и больше любуюсь. Вот бы кого я хотел написать!!» — «А что, и взаправду, — с живостью отвечал я, — хотите, я пойду и скажу ему?» — «Пожалуйста, пожалуйста», — отвечал Репин, и через несколько минут я пошел к месту, где сидела эта «могучая и красивая фигура», — пошел и сказал: «Репин просит Вас позволить написать с Вас этюд-портрет — ему Ваша личность ужасно нравится и приятна!» — Вы тотчас согласились, познакомились с ним, и дело пошло в ход. Но только Вы потребовали, чтобы портрет пошел для Вас, а не для Репина. Ему не хотелось, ему жалко было, однако он все-таки согласился. – Письма В. В. Стасова к М. П. Беляеву // Из архивов русских музыкантов. М., 1962. С. 18. Историю эту В. В. Стасов рассказывал неоднократно, в том числе и на поминальном ужине после концерта, посвященного памяти М. П. Беляева 23 февраля 1904 г. Сам портрет Беляева В. В. Стасов считал высшим достижением Репина в жанре портрета. – Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3. Ч. 2 (1900–1906). С. 220–221. Ныне портрет находится в Русском музее.
86 ГЦММК. Ф. 41. Д. 276–278.
87 ОР СПбГК. Архив М. П. Беляева. № 6629.
88 A giorno. по выражению И. И. Витола. – Витол Я. Указ. соч. С. 60.
89 Курбанов М. М. Указ. соч. С. 149.
90 Витол Я. Указ. соч. С. 61.
91 Шмулевич А. А., Мусабеков Ю. С. Федор Федорович Бейльштейн. М., 1971. С. 65.
92 Витол Я. Указ. соч. С. 61.
93 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 73.
94 Каратыгин В. Г. Памяти Н. А. Соколова // Орфей. Кн. 1. Пг., 1922. С. 118.
95 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 64.
96 Там же.
97 Золотарев В. А. Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах. М., 1957. С. 200.
98 «…Соседние с концертным залом комнаты служили для музыкантов-гостей местом обмена мнениями и новостями» – писал А. В. Оссовский. – М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело… С. 9. В. В. Стасов рассказывал, как в кабинете М. П. Беляева он уединился с Римским-Корсаковым, чтобы решить вопрос о постановке «Моцарта и Сальери» «в большом секрете». – Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3. Ч. 1 (1895–1899). М., 1962. С. 203. А Р. М. Глиэр вспоминал: «Часть слушателей расположилась в довольно большом зале, где стояли два рояля и где играли квартетисты, часть – в смежной гостиной. Во время исполнения Глазунов ходил под руку с Римским-Корсаковым по гостиной, вполголоса обсуждая между собой музыку. Потом к ним присоединился Лядов. – Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. М., 1975. С. 48. Очевидно, что многие музыкальные дела столицы проходили в те годы через кабинет М. П. Беляева.
99 Витол Я. Указ. соч. С. 63.
100 М. М. Курбанов писал, что после квартетов в ход шел рояль. – Курбанов М. М. Указ. соч. С. 150–151. В «беляевском кружке» Ф. М. Блуменфельд заслужил прозвище «пожирателя нот» за почти сверхъестественную способность играть с листа любое не-знакомое произведение. М. М. Курбанов вспоминал: «…Мне неоднократно приходилось у М. П. Беляева, на его «пятницах», восхищаться удивительной дешифровкой нот Блуменфельдом, когда он по окончании квартетной игры, перед ужином, разбирал с листа рукописи, приносимые разными бывавшими у Беляева композиторами, невзирая ни на какой почерк и ни на какие технические трудности». – Курбанов М. М. Отрывки из воспоминаний об А. П. Бородине (1884–1887) // А. П. Бородин в воспоминаниях современников. М., 1985. С. 192–193.
101 ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 3. Д. 2505. Л. 9.
102 Там же. Л. 10.
103 Курбанов М. М. Воспоминания о беляевском кружке… С. 123.
104 Масляненко Д. А. А. К. Глазунов и музыкальная самодеятельность 19–20-х годов // Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. Т. 2. С. 129–130.
105 Курбанов М. М. Воспоминания о беляевском кружке… С. 152. Возможно, что приглашение В. В. Андреева и его оркестра на «пятницу» было вызвано не только интересом «беляевского кружка» ко всякому проявлению «национального» в искусстве, но и предварительным знакомством беляевцев с оркестром на Всемирной выставке 1889 г. в Париже. – См.: Чагадаев А. В. В. Андреев. М.. 1948. С. 9–10.
106 Гольденвейзер А. Б. Дневник. Первая тетрадь (1899–1904). М., 1995. С. 100.
107 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 64.
108 Витол Я. Указ. соч. С. 61–62. М. П. Беляев в ответ на просьбу Глазунова привести на «пятницу» Макса Фидлера (дирижера) просит их приходить «пораньше. Уж никак не позже 10 час[ов]». – ОР РНБ. Ф. 187. Д. 785. Л. 35.
109 Витол Я. Указ. соч. С. 65. Сам Витол писал, что «в продолжение семнадцати лет… был единственным соседом хозяйки дома».
110 РГАЛИ. Ф. 796. Оп. 1. Д. 15. Л. 4–4 об.
111 Витол Я. Указ. соч. С. 65.
112 Каратыгин В. Г. Памяти Н. А. Соколова… С. 122.
113 ОР СПбГК. Архив М. П. Беляева. № 2709. Л. 5.
114 Там же. Л. 5об.
115 «Обильный, разнообразный и вкусный», – писал Черепнин (Указ. соч. С. 64); «пышный», – характеризовал его Золотарев (Указ. соч. С. 201), «сытный и с обильными возлияниями». – подмечал Римский-Корсаков (Полн. собр. соч. Т. 1. С. 154).
116 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3. Ч. 1. С. 203, 335.
117 ОР СПбГК. Архив М. П. Беляева. № 2709. Л. 4 об.
118 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 161. Фальковский Э. Издатель-артист // Памяти Митрофана Петровича Беляева… С. 66–67.
119 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3. Ч. 2. С. 104–105.
120 Витол Я. Указ. соч. С. 62.
121 ОР РНБ. Ф. 187. Д. 785. Л. 9–10 об.
122 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 154.
123 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3. Ч. 1. С. 203.
124 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 66.
125 Курбанов М. М. Воспоминания о беляевском кружке… С. 152.
126 В. А. Золотарев вспоминал о конфузе, произошедшем с ним после того как Римский-Корсаков поднял тост в его честь, а он в ответ обошел присутствующих «кругом стола, начиная с Николая Андреевича и Митрофана Петровича», но так и не смог произнести в ответ ни слова, попросив сделать это за него товарища по консерватории И. И. Крыжановского. – Золотарев В. А. Указ. соч. С. 201–202.
127 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 2. С. 294.
128 Там же. С. 295.
129 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3. Ч. 1. С. 219.
130 Там же. С. 336.
131 Письма В. В. Стасова к М. П. Беляеву… С. 12.
132 Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания… С. 147.
133 И также приславший в письменной форме к празднику свои поздравления Беляеву («Живи и здравствуй на радость твоим родным, друзьям и знакомым, а также во славу Русской музыки…») – Там же. С. 212.
134 Там же. С. 213–214.
135 Витол Я. Указ. соч. С. 66.
136 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 154.
137 Так, все как один мемуаристы вспоминали о пародии на итальянскую оперу, разыгранную Глазуновым, Лядовым, С. М. Блуменфельдом и Н. А. Соколовым, а М. М. Курбанов даже указывал первоисточник этой информации – рассказ А. Н. Антипова в журнале «Инициатива и изобретательность». – Курбанов М. М. Воспоминания о беляевском кружке… С. 153–154.
138 Н. Н. Черепнин писал, что после того, как он, обидевшись, перестал посещать «пятницы», Беляев, встретив его на концерте, обратился с такой речью: «Надобно сказать (такова была обычная приговорка Беляева) – ну, если там я вас чем и огорчил, то отчего вы за то лишаете себя общения с вашими товарищами по искусству, а их лишаете общения с вами». – Указ. соч. С. 64. Примечательна в этом случае постановка интересов кружка Беляевым выше личных обид и недоразумений.
139 Курбанов М. М. Воспоминания о беляевском кружке… С. 123, 162.
140 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 64.
141 Гезехус Н. А. Беляевские Пятницы // Памяти Митрофана Петровича Беляева... С. 91.
142 Витол Я. Указ. соч. С. 64.
143 Черепнин Н. Н. Указ. соч. С. 69.
144 Дианин С. А. Указ. соч. С. 149.
145 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 2. С. 263.
146 Глазунов А. К. О Н. А. Римском-Корсакове… С. 155.
147 Римский-Корсаков Н. А. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 164.
148 Письма А. Н. Скрябина к А. К. Лядову / Публ. и прим. А. В. Оссовского // Орфей. Кн. 1. Пг., 1922. С. 167.
149 Особенно на этом, по словам В. Г. Вальтера, настаивал Лядов. – Ан. К. Лядов. С. 78.
150 Стасов В. В. Письма к родным. Т. 3. Ч. 1. С. 220.
151 Зимой 1904 г. состоялось несколько таких встреч. – Ан. К. Лядов. С. 78.
152 И. И. Витол говорил даже о «строгом отборе». – Витол Я. Указ. соч. С. 72–73.
153 Там же. С. 73–75.
154 Ан. К. Лядов. С. 78.
155 Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. СПб., 2001. С. 32–38.
156 М. Монтегю-Натан подчеркивал, что именно в этом сказалась большая дальновидность Беляева по сравнению с любым «музыкальным патроном» Европы. – Montagu-Nathan М. Belaiev – Maecenas of Russian Music // The Musical Quarterly. Vol. 4. No. 3 (Jul., 1918). P. 450.
157 Гезехус Н. А. Указ. соч. С. 89.