Опера "Сервилия"
СЕРВИЛИЯ — опера Н. Римского-Корсакова в 5 д., либретто композитора по одноименной драме Л. Мея. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 1 октября 1902 г., под управлением Ф. Блуменфельда. Эту оперу, написанную в 1900-1901 гг., сам автор назвал, как и "Пана воеводу" (1902-1903), оперным интермеццо. Действительно, «Сервилия» не принадлежит к числу удачных произведений великого композитора. Эта самая слабая из трех драм Мея не привлекла внимания театра. По-видимому, кроме симпатии Римского-Корсакова к творчеству поэта, вдохновившего его на создание двух замечательных опер — "Псковитянки" и "Царской невесты", известную роль в выборе сюжета «Сервилии» сыграла мысль о возможном применении драмы к современности.
Действие пьесы происходит в Риме в 67 г. н. э., в царствование Нерона. Префект преторианцев (начальник придворной гвардии) Тигеллин, жестокий временщик, хочет уничтожить лучших людей Рима во главе с трибуном Валерием. Из-за предательства Эгнатия, вольноотпущенника сенатора Сорана, Тигеллин узнает о попытке группы сенаторов покончить с его самовластием и арестовывает их. Сервилия, дочь Сорана, невеста Валерия, едва не попадает в руки тайно влюбленного в нее Эгнатия. Валерию удается избежать гибели и спасти Сервилию, но измученная испытаниями девушка умирает, призывая окружающих обратиться в христианство. Потрясенные свидетели ее смерти провозглашают: «Верую!»
Сюжетные мотивы пьесы Мея носят аллюзионный характер и применены к российской действительности 1840-50-х гг. Для отечественного искусства изображение тирании цезарей и свободолюбия римских республиканцев часто являлось замаскированным обличением царизма. Т. Шевченко изображал христиан Древнего Рима, имея в виду декабристов (поэма «Неофиты»). Л. Толстой писал, что христиане в Древнем Риме были тем, чем являются в современности революционеры. К сожалению, пьеса Мея не могла дать много пищи творчеству композитора. Образы ее бледны, действие лишено драматизма, лирика пассивна. Наиболее интересен образ главной героини, родственный излюбленным женским персонажам композитора. В нем — кроткая задумчивость, нежность и, при всей хрупкости, внутренняя сила. Сервилия близка Марфе из «Царской невесты» и Снегурочке. К лучшим страницам оперы относятся сцена гадания у волшебницы Локусты, заговор сенаторов, восточные пляски и финал. Мужество, благородство свойственны образам защитников свободы Рима.
Спектакль не имел успеха и быстро сошел со сцены. Вторая постановка была осуществлена в 1904 г. артистами Оперного товарищества в Москве, но тоже успеха не имела. Оперный ансамбль ВТО исполнял «Сервилию» в 1944 г.
Абрам Гозенпуд
Примечание:
Участники мировой премьеры оперы: И. Ершов (Валерий Рустик), К. Серебряков (Соран Бареа), В. Куза (Сервилия), Н. Маркевич (Софоний Тигеллин), Л. Яковлев (Эгнатий), И. Алчевский (Тразея Пет), дирижер – Ф. Блуменфельд, режиссер – О. Палечек.
Оперный театр обращается к «Сервилии» крайне редко. Кроме уже упомянутой постановки в Мамонтовской опере 1904 г. известна также работа Самарского (Куйбышевского) театра оперы и балета в конце 1980-х гг. – дирижер В. Коваленко, режиссер Б. Рябинкин.
Дискография:
Полной записи оперы не существует. Фрагменты из оперы записаны в 1949 г. оркестром Всесоюзного радио под управлением О. Брона с участием О. Пиотровской, Г. Нэлеппа и П. Лисициана.
СЕРВИЛИЯ, фрагменты из оперы
Исполнители:
Сервилия - О. Пиотровская, Валерий - Г. Нэлепп, Эгнатий - П. Лисициан.
Оркестр Всесоюзного радио, дирижёр О. Брон.
Запись 1949 г.