Очерк жизни и творчества. Глава 1. Годы юности (продолжение)
Однако жизнь обманула эти надежды. Последовал град правительственных репрессий. В стране началась реакция. Чернышевский писал свою книгу в Петропавловской крепости, затем долгие годы провел в каторге и ссылке. В столице шли аресты, закрывались журналы, преследовались прогрессивные деятели. Писатель-демократ В. А. Слепцов, последователь Чернышевского, изобразил настроение тех лет в произведении под характерным заглавием «Трудное время». Однако в этот же период в искусстве появился ряд значительных произведении. В середине 50-х годов наряду с Некрасовым, Тургеневым, Островским, Гончаровым публикуют свои сочинения Салтыков-Щедрин и Толстой. В 1860 году из ссылки возвратился Т. Шевченко и вскоре выпустил свой знаменитый сборник стихов «Кобзарь». В начале 60-х годов из ссылки вернулся и Ф. Достоевский. В журналах печатались произведения молодых писателей-демократов Помяловского, Слепцова, Николая и Глеба Успенских. В театре ставились пьесы Островского, воспитавшие плеяду таких драматических артистов, как Садовский, Стрепетова, Мартынов, Федотова и другие, потрясавших публику своим проникновенным исполнением.
В 1865 году Островский, Пров Садовский и Николай Рубинштейн организовали в Москве Артистический кружок — творческое объединение артистов, музыкантов и писателей. В эти же годы обострилась борьба между поощряемым правительством холодным академизмом и живой реалистической живописью, отражавшей современную действительность, ее острые социальные противоречия.
Годы реакции были для многих художников временем серьезных раздумий. Ждали революции, и вопрос о том, быть или не быть ей, связывали с думами о том, что же представляет собой народ — веками угнетенный и борющийся за свободу. Н. Г. Чернышевский в одной из последних написанных на свободе статей — «Не начало ли перемены?» — призывал изучать народную жизнь, не закрывать глаза и на суровую правду о забитости и несознательности крестьян. Он высоко оценил рассказы Н. Успенского за то, что тот «пишет о народе правду без всяких прикрас».
Музыка не осталась в стороне от общего движения времени. Балакиревский кружок был таким же творческим прогрессивным объединением, как и «артель художников», организованная Н. Н. Крамским, или группы писателей, связанных с журналами «Современник» и «Русское слово». Весной 1862 года начала работать Бесплатная музыкальная школа (БМШ), организованная М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным, талантливым дирижером-хоровиком. По мысли ее основателей, школа должна была дать бесплатное начальное образование (навыки по хоровому пению, сольфеджио, элементарной музыкальной грамоте) «недостаточным людям» и приобщить к музыке широкие слои населения. «В числе учеников мы увидим и фабричных, и лавочных сидельцев, и гостинодворцев, и средний круг», — писал в одной из статей Ц. Кюи.
Балакирев возглавил БМШ и дирижировал ее публичными концертами. Предполагалось, что сборы с концертов создадут материальное обеспечение и покроют расходы школы. Однако она в значительной мере существовала на добровольные пожертвования богатых любителей музыки, привлеченных Балакиревым в Совет школы. Конечно, их помощь не могла служить твердой поддержкой, и положение оставалось крайне шатким. Восхищение вызывала деятельность преподавателей школы: они работали с энтузиазмом, невзирая на частое отсутствие денег. Между тем еще в 1859 году группа передовых русских деятелей, среди которых ведущую роль играли А. Рубинштейн, Д. Стасов (брат критика) и В. Кологривов, организовала Русское музыкальное общество (РМО).
« к оглавлению | дальше »