Очерк жизни и творчества. Глава 3. Поэт оркестра (продолжение)
Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова 80-х годов — Каприччио на испанские темы и «Шехеразада». Каприччио — ряд сценок из народной жизни Испании. Хотя Римский-Корсаков никогда не был в Испании и не слышал се песен в живом народном исполнении, однако с первых же звуков «Каприччио» поражает его подлинно народный колорит. Умение обрабатывать народные испанские песни, понимание особенностей их звучания шло от Глинки, который в чудесных увертюрах «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде» воссоздал услышанное им в Испании. Продолжая почин Глинки, Римский-Корсаков нарисовал картины испанской жизни по-своему, создав произведение яркого солнечного колорита. В нем пять частей, которые располагаются по принципу контраста красок и характера музыки. Композитор словно любуется красотой и разнообразием жизни.
I часть — «Альборада» — утренняя серенада, радостный привет восходящему солнцу, картина ликующей, залитой солнцем народной толпы. Мечтательная II часть — вариации на песенную мелодию. В III части вновь, но с еще большей праздничностью, звучит альборада I части. Наиболее сложная по содержанию IV часть. Композитор назвал ее «Сцена и цыганская песня».
Словно соревнуясь, поочередно выступают в ней с виртуозными каденциями (Каденция - виртуозный отрывок или эпизод в крупном музыкальном произведении.) различные инструменты оркестра. Танцевальный мотив звучит задорно, ликующе у труб и валторн, в исполнении одной скрипки он приобретает томность и грациозность. Любуясь красками оркестра, раскрывая его выразительные возможности, композитор дает сольное выступление и ударным инструментам: барабану, литаврам, тарелкам. В переливах аккордов чередуются флейта, кларнет и арфа, а затем вновь звучит томная и грациозная тема. Вторая мелодия этой части — порывистая, стремительная, вносит новые оттенки, усиливает ощущение разнообразия и богатства народной жизни. Заключительная, V часть — Фанданго — задорный танец, возвращает слушателей к основному образу — картине народного празднества. Появление в последней части мелодий из предшествовавших частей — обеих тем IV части и несколько измененной темы альборады — создает впечатление всеобщего радостного веселья и придает всему произведению художественную стройность.
Каприччио — пьеса виртуозного характера. В «Испанском каприччио» много виртуозных каденций для солирующих инструментов, причем в соревнование в мастерстве вовлечены почти все инструменты оркестра. Эпизоды, музыкальные характеристики возникали в воображении композитора в звучании определенных инструментов. «Сложившееся у критиков и публики мнение, что Каприччио есть превосходно оркестрованная пьеса — неверно, — писал композитор о своем произведении. — Каприччио — это блестящее сочинение для оркестра. Смена тембров, удачный выбор мелодических рисунков и фигурационных узоров, соответствующий каждому роду инструментов, небольшие виртуозные каденции для инструментов соло, ритм ударных и проч. составляет здесь самую суть сочинения, а не его наряд, т. е. оркестровку».
Пораженные тем, что блеск звучания оркестра достигается так естественно и непринужденно, оркестранты устроили композитору овацию. На первом же исполнении по настоянию публики пьесу бисировали, и она прочно вошла в концертный репертуар.
« к оглавлению | дальше »